Развивающие игры от 1 года до 3 лет. Игры с малышами: от года до трех


Страница: 1 / / / / / / / / / / / / / /

Прятки с мышонком

Покажите малышу игрушечного мышонка и предложите поиграть с ним в прятки. Пока папа и ребенок громко хлопают в ладоши и считают до пяти, вы прячете игрушку (сначала на видное и доступное ребенку место, в дальнейшем постепенно усложняя задачу по поиску и всё лучше и лучше пряча игрушку).

Прятки

Предложите малышу поиграть в прятки. Скажите малышу: «Прячься от меня» и закройте глаза руками. Отправляйтесь на поиски, громко озвучивая свои действия: «Где же …(имя ребенка)? Может он в шкафу. Проверим. Нет, здесь его нет. Может он под столом…» и т.д., пока не найдете. Потом попросите малыша закрыть глаза или выйдите в другую комнату и там спрячьтесь.
Догонялки

Самая интересная и веселая игра. Малыш от вас убегает - а вы его догоняете и обнимаете. Потом меняетесь ролями.
Кто быстрее

Скажите малышу: «Кто быстрее добежит до папы (дивана, шкафа и т.д.)». И начните соревнования. Конечно, малыш окажется победителем!
Морковка для зайчика

Разложите на полу морковку и картошку (игрушечную или настоящую) и посадите на детский столик зайчика. Предложите малышу собрать для зайчика в огороде только морковку.
Стоп

Вместе с малышом выполняйте различные движения: хлопайте в ладоши, приплясывайте, ползайте, топайте ножками и т.д. Как только вы говорите «Стоп!» - всякие действия прекращаются.

День - ночь

Когда вы говорите «день» - можно двигаться, ходить, топать, хлопать. «Ночь» - все останавливаются и стараются не двигаться.

Маленькие - большие

Скажите малышу: «Вот какие мы большие» и поднимите руки вверх. «А теперь маленькие», - присядьте на корточки. Повторите упражнение несколько раз: «Большие, маленькие, большие, маленькие», постепенно можно увеличивать темп.

Холодно - тепло

Сядьте с ребенком на ковер, сложив ноги по-турецки. Скажите: «Подул северный ветер. Стало холодно-холодно». Сожмитесь в комочки, скрестив руки на груди. На слова: «Солнышко выглянуло. Стало тепло-тепло» — расслабьтесь, обмахивайтесь платочками.

Многие родители надеются, что после года ребенок научится сам себя занимать и играть самостоятельно. Эти надежды оправдываются редко. Намного чаще встречаются малыши, у которых в возрасте 1,5-2 лет еще не до конца прошла «тревога разлуки с матерью». Если мама оставляет такого малыша одного в комнате, он бежит за ней, хочет все время быть рядом. Мама отводит его обратно в детскую, раскладывает перед ним игрушки: «Посиди, поиграй сам». - «Нет, давай играть с тобой. Не уходи».

Одни мамы с удовольствием соглашаются поиграть, другие раздражаются, жалуются, что устали, что хочется, наконец, выкроить хоть немножко времени на свои дела. Как бы то ни было, ребенка нужно учить играть самостоятельно. Как часто мы слышим от детей постарше: «Мне скучно. Мне нечего делать! Чем мне заняться?» и т.д. Это говорит лишь о том, что в раннем детстве они не умели сами себя занимать, за них это делали взрослые.

Как научить малыша самостоятельной игре? Тут вам очень пригодятся маленькие песочные часики на пять минут. Начните вместе с ребенком складывать конструктор, строить железную дорогу, одним словом, займитесь чем-то таким, что его действительно увлечет. А дальше скажите: «Мне сейчас нужно отойти на кухню, посмотреть, как варится суп. Через пять минут я вернусь». - «Нет, мама, не уходи». Достаете песочные часики: «Как только песочек пересыплется вниз, ты меня позови, я обязательно приду». Так у вас появятся заветные пять минут, чтобы сделать какие-то дела: например, посолить и помешать суп или загрузить стиральную машину. Как только малыш позовет, сразу возвращайтесь и продолжайте совместную игру. Через какое-то время повторите маневр. Первое время малыш будет внимательно следить за песочными часами и звать вас, как только песок закончится. Но, убедившись в том, что вы выполняете свое обещание и каждый раз приходите на его зов, он, скорее всего, успокоится и на какое-то время про них забудет. Потом спохватится, позовет вас снова. Так время с мамой будет незаметно уменьшаться, а время самостоятельной игры - увеличиваться.

Многие мамы, чтобы заняться домашними делами, просто включают ребенку телевизор с мультфильмами. Вот уж чего действительно не стоит делать! Перед экраном ребенок может провести очень много времени, однако оторвать потом малыша от этого волшебного ящика будет очень-очень сложно. Но как воспитывать ребенка без телевизора, он ведь часть современной жизни? Там кроха узнает много интересного, мы смотрим только развивающие программы и т.д. Если вы яростный поклонник современных технологий и дистанционных развивающих программ, возьмите за правило, включая телевизор, смотреть его вместе с ребенком. И только то, что считаете действительно полезным для него. Думаю, что надолго вас не хватит. Давайте будем честными, мы используем телевизор для того, чтобы отвлечь ребенка и немного отдохнуть от него. Фактически мы включаем для ребенка «няню» и отдаем его сознание в руки людей, которых совершенно не знаем. А их задача сделать не просто развивающую программу, но такую, от которой ребенок не может оторваться. Не будем себя обманывать - время, проведенное у телевизора, не учит самостоятельности!

Есть дети, которые умеют и любят играть сами, особенно утром. Мамы иногда описывают такую картину: «Он просыпается и даже из комнаты не выходит. Сидит тихонечко и играет. Самое главное - не заходить к нему и не отвлекать». Это первый звоночек родителям о том, что ребенок уже может сам себя занять. Подхватите и развивайте эту способность. Обязательно хвалите: «Какой же ты молодец! Дал мне поспать». Малыш должен понимать, что самостоятельная деятельность - это что-то очень хорошее и правильное. Это не значит, что его, бедненького, бросили одного. Это значит, что он стал еще более взрослым. К трем годам ребенок должен уметь играть самостоятельно 15-20 минут. В этом возрасте уже проходит страх разлуки и ребенок способен увлечься каким-то делом. Чем интереснее игра, тем дольше можно ею заниматься, не отвлекаясь.

Если вы сейчас приучите кроху к самостоятельной игре, в возрасте от 3 до 5 лет он уже сможет самостоятельно выстраивать свою деятельность, а пойдя в школу, раньше начнет выполнять домашние задания без помощи взрослых.

Мамино и папино время. Жизнь устроена так, что в основном рядом с ребенком весь день мама. Но давайте не будем забывать, что он нуждается в общении с обоими родителями! Надо постараться сделать так, чтобы и у папы каждый день находилось для него время. Пусть это будет всего пять минут, но эти пять минут должны быть стопроцентно закреплены именно за папой. «Ты знаешь, сегодня был такой дождь! - говорит папа. - Я, пока до работы дошел, весь промок. Давай ты сейчас искупаешься, и я тебе покажу, какой был дождь». Или, например, папа может каждый день укладывать малыша спать. Это замечательная возможность поговорить по душам со своим ребенком. И мама ни в коем случае не должна вмешиваться в этот процесс. А папа, отправляясь в детскую, непременно должен отключить мобильный телефон.

А теперь - о мамином времени. Его тоже необходимо организовать, так же, как и папино. Странный совет, не правда ли? Зачем маме выделять какое-то особое время для ребенка, если она и так весь день проводит с ним? Дело в том, что мы очень часто находимся рядом, но не с малышом. Мы его одеваем, обуваем, выводим на прогулку, кормим, моем... А разговариваем ли? Рассказываем о себе? Обмениваемся впечатлениями? «Помнишь мальчика, который так громко-громко кричал на площадке? Я от этого крика очень сильно устала. А ты как? Понравилось тебе гулять?» Очень важно не только выслушивать ребенка, обсуждать важные для него события, но и рассказывать о своих собственных чувствах и впечатлениях. На нашем примере дети учатся говорить о себе, делиться своими эмоциями. Будьте откровенны с малышом, тогда и он будет откровенен с вами.

Первые сюжетно-ролевые игры для детей

Сюжет

Ребенок уже не просто манипулирует предметами, он пытается выстроить какой-то простой, незамысловатый сюжет: куклу надо покормить и уложить спать, мишка поехал на работу на машине (как папа), зайка готовит чай (как мама) и т. п. Темы для игр подбрасывает сама жизнь. У малыша появляются свои режиссерские проекты в голове, его игра усложняется значимыми (в его представлении) событиями и действиями.

Сюжетно-ролевая игра — это всегда моделирование той или иной ситуации, тех или иных отношений, которые бывают в реальной жизни. Расцвет этого вида деятельности произойдет примерно к четырем-пяти годам. Но уже сейчас можно начинать играть в сюжетно-ролевые игры. Без помощи взрослого малыш не обойдется.

ХОРОШИЙ ФУНДАМЕНТ. Уже в конце второго года жизни ваш ребенок будет многое осознавать и копировать тип вашего поведения, манеру вашего разговора, ваши привычки. Все ролевые игры этого возраста построены исключительно на подражании. Вы идете в парикмахерскую, на работу, моете посуду, разговариваете по телефону, убираете в комнате, готовите суп — все эти действия «взрослого мира» малыш возьмет на заметку. В этот период нужно стараться заложить хороший фундамент и полезные привычки: в еде, отдыхе, игре, труде и т. д.

ПОМОЩЬ ВЗРОСЛОГО. Ваша задача заключается в том, чтобы на начальном этапе просто наблюдать и присутствовать во время игры. Затем проявите инициативу, но дайте возможность проявить малышу самостоятельность. Пусть у него рождается собственное представление о мире и взаимоотношениях между людьми. Родителям непросто сохранять объективность взглядов, когда дело касается воспитания собственных детей. Чужих воспитывать всегда легче. Мы автоматически, неосознанно «прививаем» свои мнения, свои мыслительные схемы и психологические уловки. Одним словом, играем не по-детски в детские игры. Но с другой стороны, мы должны дать малышу ту морально- этическую базу, культурную традицию, с которой он отправится в большое путешествие по жизни.

Некоторые дети сопротивляются, если им оказывают помощь, а некоторые ждут поддержки.

Найдите свой подход к ребенку. От наглядно- действенного переходите к образному мышлению, развивайте фантазию вашего крохи: ложкой для куклы может стать обыкновенная палочка, кроваткой — коробка из-под конфет, а стульчиком — кубик. Для ребенка эти чудесные превращения станут открытием, и он обязательно воспользуется вашей подсказкой. Постепенно расширяйте сценарии сюжетно-ролевых игр, выходите за пределы старых тем.

ИГРА - ЭТО ВСЕРЬЕЗ И НАДОЛГО. В любом виде игровой деятельности всегда проявляется творческое состояние нашего сознания. Неважно, сколько нам лет: три или тридцать три. Игра — это полет фантазии, свобода, смелость, воображение, неиссякаемое любопытство к миру. Кроме того, в игре ребенок получает первые социальные навыки, учится адаптироваться к «правилам общественного движения». Игра становится путеводителем по жизни. Хорошо иметь развивающие игрушки, но еще лучше включать их в повседневную игру, давать им свои «роли» и «тексты». Играть с ребенком можно не только в песочнице или сидя дома на коврике. Играть можно везде и с любыми предметами. Это качество нужно поддерживать в ребенке и не спешить делать его «взрослым».

КАК ИГРАТЬ В КУКАЫ? Куклы (или мягкие игрушки) — первые помощники в сюжетно-ролевых играх. Как в них играть?

◈ Вам придется вернуться в детство, чтобы искренне поддержать игру. Детей не обманешь, они сразу почувствуют скуку и отстраненность в вашем голосе.

◈ Выберите несколько кукол для сюжетно-ролевой игры: пусть у вас будут папа, мама, дочка или сынок (можно подключить бабушку и дедушку). Хорошо, если персонажи близки вашему крохе.

◈ С одной стороны, сюжет должен быть понятен ребенку, а с другой — должна быть какая-то завязка, кульминация и развязка. Пусть сюжет развивается по законам жанра, пусть будут неожиданные повороты событий.

◈ Вам придется пройти уроки актерского мастерства. Меняйте интонации, высоту и силу голоса, когда играете куклами. Тогда ваш малыш не скажет вам «не верю!», как Станиславский.

Игры для детей с водой и песком

Дети ближе к земле, в прямом и метафорическом смыслах. Их всегда привлекает грунт, глина, песок и вода — все, что лежит у ног. Разнообразие игр с водой и песком в этом возрасте рождается как-то само собой. Дети неутомимы в своем желании проводить эксперименты со стихиями — самыми древними забавами.

БОЛЬШАЯ ПОЛЬЗА. Игры с сыпучими предметами и водой благотворно влияют на детскую психику: завораживают, успокаивают, снимают внутреннее напряжение, дарят позитивные эмоции. Кроме этого, забавы с водой и песком развивают тактильные ощущения и мелкую моторику. Детям нравится пересыпать сухой песок, переливать воду, пускать кораблики, делать норки и замешивать «тесто» в мокром песке. Эти игры знакомят ребенка со свойствами разных веществ, он наблюдает причинно-следственные связи: «а что будет, если».

ИГРЫ С ПЕСКОМ . Лучше всего устраивать игры в песочнице у себя на даче. Мы не всегда можем быть уверены в чистоте песочницы на детской площадке. Но, как говорится, чем больше микробов, тем сильнее иммунитет.

Игры с формочками . Каждому ребенку нужно иметь свой «джентльменский», то есть песочный набор. Можно играть в пекарей и заодно изучать геометрические фигуры или названия животных, можно возделывать свой сад, используя орудия труда, — ведерки, лопатки, грабли. Игры с песочными наборами хорошо развивают мелкую и общую моторику ребенка, логику и творческое воображение.

Рисуем на песке . Рисуйте пальчиками (или палочкой) на сухом и мокром песке животных, человечков, дома, машины.

Отпечатки . На мокром песке оставляйте следы от ног, рук, игрушек, разных предметов. Сравнивайте при этом понятия: «большой-маленький», «широкий- узкий», «короткий-длинный».

«Где наши ножки?» Засыпьте ножки малыша песком (сухим и теплым), откапывайте по одному пальчику, приговаривая: «Чей это пальчик?» Можно прятать в песок и ладошки, а потом их находить.

Найди игрушку. Поиграйте в клады. Закопайте в песок игрушку, фантик или другой предмет и попросите малыша найти его. Меняйтесь ролями.

Горы из песка. Из мокрого песка постройте горы и отправьте по ним в путешествие «человечков» из пальцев или какую-нибудь игрушку. Дети больше любят разрушать построенные из песка сооружения, чем их строить. Превратите это в еще один вид игры.

Колодезь . В песке сделайте ямку, заполните ее водой. Пусть малыш наблюдает, как впитывается вода.

Песочные часы. Пересыпайте сухой песок из одной емкости в другую.

Строители. Расскажите малышу, что вы строители. Стройте дороги, тоннели, мостики, крепости, гаражи, заборы из веточек.

Чудесный сад. Вы можете втыкать в песок разные ветки, траву, листья. Это и будут «деревья». При этом можете их называть: «это яблоня», «это груша», «это слива» и т. д. Можно придумать цветочную клумбу или посадить свой огород.

Совет психолога

Доводите игру до логического завершения. Желательно заканчивать любой вид игровой деятельности на какой-то позитивной ноте и тогда, когда ребенок еще не потерял интерес к игре. Ему захочется вернуться в это пространство еще раз.

ИГРЫ С ВОДОЙ . Игры с водой можно устраивать дома: в ванне или тазике. При этом малыш может купаться или же только опускать ручки в воду. А летом можно организовать водные забавы возле речки, на море, в бассейне. Играйте в игры «плавает-тонет», «брызгалки», «рыбалка», «водопад».

«Плыви, кораблик!» Сделайте бумажный кораблик (его может заменить кусочек коры, крышка от бутылки, любой легкий предмет) и положите его на воду. Спросите у малыша: «Почему кораблик не плывет? Давай ему поможем!» Подуйте на кораблик. Эта игра хорошо развивает дыхание (только дуйте, складывая губы трубочкой, а не в щеки).

Если ребенок боится воды?

Постепенно приучайте его к играм в воде. Нельзя насильно тянуть ребенка в речку или бассейн. Если не хочет, значит, пока не надо. Используйте потешку, чтобы отвлечь малыша, когда хотите превратить купание в удовольствие и пробуете приобщить ребенка к играм с водой:

Водичка, водичка,

Умой мое личико! (умывайте или слегка брызните на лицо)

Чтобы глазки блестели,

Чтобы щечки краснели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок.

Игры на строительство и конструирование

Строительство и конструирование — еще один вид деятельности, который увлекает малышей любого возраста. Игры с кубиками, конструкторами и подручным строительным материалом развивают логику и образное мышление, мелкую моторику, зрительную координацию, память и внимание, усидчивость и терпение.

СТРОИМ ИЗ КУБИКОВ . Эта универсальная развивающая игрушка никогда не выйдет из моды. Сегодня родителям предоставляется огромнейший выбор: кубики деревянные, пластмассовые, мягкие, музыкальные, с картинками и ребусами. Вносите разнообразие в игру с кубиками, задействуйте их в сюжетно-ролевых играх в качестве мебели и транспортных средств.

СТРОИМ ИЗ ПОДРУЧНОГО МАТЕРИАЛА . Вы можете использовать предметы мебели, одеяла и ткани в качестве строительного материала.

◈ Строим домик. Возьмите два стула, поставьте их спинкой друг к другу, накройте покрывалом — и домик с крышей готов.

◈ Другой вариант домика. Накройте стол длинной скатертью или простыней.

◈ Тоннель. Для этого сооружения вам понадобятся стулья. Поставьте их друг за другом и накройте сверху покрывалом. Если ребенок боится пролезть через тоннель сам, пройдите его вместе (если поместитесь).

◈ Поезд. Первый стул может быть выше — это паровоз, а остальные ниже — это вагоны. Меняйтесь ролями: пусть кто-то станет машинистом, а кто-то пассажиром. Хорошо играть в эту игру в компании детей.

◈ Машина. Для машины достаточно поставить два стула рядом. Кто-то будет водителем, а кто-то — пассажиром. Рулем может стать небольшой обруч, крышка от кастрюли, большое кольцо пирамидки.

ПОЧЕМУ ДЕТИ ТАК ЛЮБЯТ ШАЛАШИ И ДОМИКИ? Одни психологи утверждают, что, прячась в домик (любое укрытие), ребенок как бы возвращается назад, в лоно матери, где было тепло, уютно, где он был всегда под надежной защитой. Это возвращение в «рай» возможно путем таких вот игровых действий. По мнению других психологов и педагогов, строительство домиков и шалашей связано с тем, что дети хотят укрыться от взрослого мира. У них должна быть своя тайна от взрослых, которые их никогда до конца не поймут. Биологи и физиологи, например, утверждают, что любовь к шалашам — это биологический инстинкт, который у животных называется гнездованием. Какими бы ни были причины, главное, что самим детям весело и уютно в их «гнездах».

❧ Не всем дано быть кропотливыми строителями. Встречаются и такие малыши, которые не могут усидеть на месте даже пять минут, двигательная активность — их ведущий путь познания мира. Если ребенок предпочитает полазить по шведской стенке или попрыгать на кровати — значит, в данный момент ему это необходимо.

КОНСТРУКТОР. Первый конструктор в этом возрасте должен представлять собой крупные яркие детали разной формы с ячейками внизу (для соединения). Конструирование с помощью «Лего» в этом возрасте для ребенка будет пока трудным: слишком мелкие детали. Первые сооружения, которое малыш может построить сам, — это башня или пирамидка. В каждой новой игре расширяйте возможности и показывайте, что можно сделать еще: построить домик, гараж, забор, поезд, машинку, самолет, сделать мебель. Эти предметы могут иметь примитивный, едва узнаваемый вид. Ваша задача — развивать образное мышление малыша. Любая слабая копия может быть весьма похожей на оригинал, если ребенок будет представлять ее себе в уме.

Строим и считаем. Спросите у крохи: «Из каких фигурок можно построить башню, а из каких нет?» Покажите, как легко поставить друг на друга квадратные и прямоугольные фигуры и как это невозможно сделать с предметами круглой и треугольной формы. Когда строите башню, считайте каждый кубик.

Подели фигурки. Для этой игры подойдет деревянный конструктор с разными по форме и цвету фигурами (пирамидки, цилиндры, кубики, прямоугольники). Пригласите в вашу компанию любимые игрушки. Попросите малыша поделить фигурки между ними: кукле — кубики, а зайке — пирамидки. Затем кукле все фигурки синего цвета, а зайке — красного. Не забывайте считать.

Фигура на ощупь. Сложите разные фигуры и формы в мешочек, пускай ребенок закроет глаза и, не глядя, определит, какая фигура у него в руке.

Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение № 244

Дидактические игры с детьми раннего возраста

(от 1 до 3 лет)

Выполнила:

Белоногова Елена Михайловна

учитель – логопед

высшей квалификационной категории

Ульяновск, 2014

Аннотация

В методической разработке представлены развивающие дидактические игры и упражнения для детей раннего возраста от 1 года до 3 лет.

Забавные игры с мягкими пазлами развивают мелкую моторику, речь, внимание, мышление, восприятие у ребенка, развивают сенсорные чувства. Эти игры устанавливают и поддерживают между мамой и ребенком близкие, доверительные отношения, так как взрослый принимает непосредственное участие во всех играх детей. Игры помогают наладить более тесный контакт с окружающим миром.

Методическая разработка содержит описание игр, которые являются авторскими. Игры изготовлены своими руками.

Методическая разработка может быть использована родителями, воспитателями ясельных групп дошкольных учреждений, педагогами, работающими с детьми раннего возраста.

Введение

Тема раннего развития очень актуальна и требует самого серьезного отношения и внимания к ней со стороны родителей и педагогов.

Начинать развитие надо как можно раньше. По словам Б. П. Никитина «Первые годы жизни – самое благодатное время, когда разумные заботы родителей дадут самые богатые плоды, которые останутся на всю жизнь и которые при всем желании нельзя столь же успешно вырасти позже».

Дети раннего возраста - пытливые «исследователи», любопытные и энергичные. Они познают окружающий мир «играючи» и полны восторгов по поводу каждого своего нового «открытия».

Цель методической разработки – раскрыть содержание дидактических игр и показать их влияние на умственное развитие ребенка.

Дидактические игры являются необходимым и наиболее действенным методом воспитания и обучения детей раннего возраста, в частности в формировании у них высших психических функций, моторики пальцев и координированных движений рук, развития речи, сенсорных чувств, любознательности, устойчивого интереса и волевых черт характера.

Представленные в методической разработке игры опробованы на детях раннего возраста, посещающих семейный игровой центр «Вместе». Эти игры увлекают малышей. Их легко смогут сделать родители, педагоги из подручного материала.

Игры необходимо проводить под контролем взрослых, чтобы ребенок не смог нанести себе вред, засунув мелкие детали в нос, рот, уши.

Игры можно использовать как в индивидуальной, так и в групповой работе с детьми раннего возраста.

Мягкие пазлы

Особый материал, из которого можно изготовить развивающие игры не ломается, не рвется, легко гнется, он безопасен.

Мягкий пазл совершенствует мелкую моторику; способствует развитию воображения; стимилирует творческую активность малыша.

Виноград

Оборудование: мягкий пазл «виноград» с большими и маленькими круглыми отверстиями, маленькие и большие круглые вкладыши.

Виноград

Виноград, виноград

Много ягодок подряд

Выросло на ветке –

Объеденье деткам.

Раздать детям индивидуальный материал для совместной работы с мамой.

Обратите внимание детей, что отверстия у винограда разные, большие и маленькие и вкладыши (ягодки) тоже большие и маленькие.

Большими и маленькими ягодками можно закрыть все отверстия.

Предложить детям вставить ягодки (кружки) в соответствующие по размеру отверстия.

Жираф

Цель: Учить детей соотносить предметы по величине, совершенствует мелкую моторику рук.

Оборудование: Мягкий пазл «Жираф» с большими и маленькими круглыми отверстиями, вкладыши тех же размеров и формы, картина жирафа.

Обратите внимание детей на высокий рост жирафа и на пятна по всему телу.

Прочитайте стихотворение.

Это что за великан

Ростом как подъёмный кран?

Это голову задрав

Нас приветствует жираф

Раздайте детям мягкий пазл «Жираф» (отдельно решетку и кружки) и предложите вставить кружки (пятнышки) в соответствующее по размеру отверстия.

Какой красивый жираф получился и весь в пятнышках.

Пароход

Цель: Учить детей соотносить предметы по величине, совершенствовать мелкую моторику рук.

Оборудование: Мягкий пазл «Пароход» с большими и маленькими круглыми отверстиями, вкладыши тех же размеров и формы, игрушечный кораблик.

Покажите детям игрушечный кораблик и прочитайте стихотворение, сопровождая текст движениями.

Кораблик плыл по речке

В небо он пускал колечки;

Пых – пых, пых – пых

Пых – пых, пых – пых

Наш кораблик плывет

На волнах качается.

Вверх – вниз, вверх – вниз

На волнах качается.

Раздайте детям для игры по мягкому пазлу «Кораблик».

Обратите внимание детей на окна кораблика (большие и маленькие).

Предложите вставить кружки (окошки) в соответствующее по размеру отверстия.

Пряники и печенье

Цель: Учить детей соотносить предметы по форме (круг, квадрат), совершенствовать мелкую моторику рук.

Оборудование: Мягкий пазл с круглыми и квадратными отверстиями, вкладыши той же формы.

Маша гостей пригласила и напекла угощенье. Предложите малышам разложить пряники (кружочки) и печенье (квадраты) на поднос и подать гостям к чаю.

Яблонька

Цель: Учить детей соотносить предметы по величине, развивать мелкую моторику рук.

Оборудование: Мягкий пазл «Яблоня» с большими и маленькими круглыми отверстиями, вкладыши той же величины, картина (рисунок) яблони с яблоками.

Яблоки бывают большие и маленькие, желтые, красные и зеленые.

Раздайте детям игру и предложите украсить яблоньку яблоками; вставить кружки (яблоки) в соответствующие по форме отверстия.

Домик

Цель: Учить детей соотносить предметы по форме (круг, квадрат); развивать мелкую моторику рук.

Оборудование: Мягкий пазл «Домик» с круглыми и квадратными отверстиями разной величины; вкладыши под отверстия.

Прочитайте детям стихотворение.

Мы построим крепкий дом

Будем жить все вместе в нем

Дом из бревен, с окнами

Будет теплый, светлый он.

Предложите детям достроить дом, вставив кружки и квадраты в соответствующие отверстия.

Заключение

Возраст ребенка до 3 – х лет - самое благоприятное время для начала развития у него любых способностей. Поэтому важно не упустить момент и вовремя начать заниматься с ребенком.

Надеюсь, что участие малышей в дидактических играх облегчит им дальнейшее обучение на занятиях в детском саду и подготовит к умственной работе, необходимой для систематического обучения в школе.

Играйте с малышом как можно чаще. Играйте с удовольствием!

Пособия

Книги "Семи гномов" (Мозаика-Синтез).

Там на каждый год предлагается по 12 красочных книг - про все, чем можно заняться с малышом - и выдумывать ничего не надо. Открываем книгу и рассказываем, кто что делает, кто большой, кто маленький, какого цвета и формы, что как звучит и т.д. И картинки там все очень хорошие, красивые, правильные.

Серия "Это может ваш малыш".

Альбомы для детей 1-3 лет, в которых малыш будет лепить, рисовать, клеить. Например: лепить маленькие шарики (пирожки) для Машеньки и медведя или зеленые горошинки для петушка.

Моторика, гимнастика

Вначале читайте малышу стишок и сопровождайте слова действиями - малыш повторяет за вами. Если Ваш ребенок еще слишком мал, чтобы делать это самостоятельно, посадите его на коленки, возьмите его за руки и помогайте ему координировать движения.

Зайка шёл,

Зайка шёл,

Капусту нашёл,

Сел, поел, и опять пошёл.

Зайка шёл,

Зайка шёл,

Морковку нашёл,

Сел поел, опять пошел.

Движения по тексту: имитируем ходьбу, приседаем и показываем, как ест зайчик.

Прилетели птички, птички-невелички,

Всё летали, всё летали,

Крыльями махали.

На дорожку прилетали,

Зернышки клевали.

"Летаем" по комнате, размахивая руками, как крыльями. Приседаем и "клюём" зернышки, стуча пальчиками об пол.

Солдатик.

На одной ноге постой-ка,

Будто ты солдатик стойкий.

Ну, смелее подними,

Да гляди, не упади.

А сейчас постой на левой,

Если ты солдатик смелый.

А сейчас постой на правой,

Если ты солдатик бравый.

Руки на поясе, постоять на правой ноге. То же на левой. Поднять прямую правую ногу перед собой. Руки в стороны, покачаться на одной ноге вправо, влево.

Зайка серенький сидит

И ушами шевелит,

Зайке холодно сидеть,

Надо лапочки погреть.

Зайке холодно стоять,

Надо зайке поскакать.

Кто-то зайку напугал -

Зайка - прыг и убежал.

Сидим на корточках, ладони приставлены к головке. Хлопаем в ладоши. Встаем и прыгаем на месте. Прыжки по кругу, согнув руки в локтях.

Обезьянки

Рано утром на полянке

Так резвятся обезьянки:

Правой ножкой топ, топ!

Левой ножкой топ, топ!

Руки вверх, вверх, вверх!

Кто поднимет выше всех? (встаем на носочки и тянемся вверх)

Ещё один стишок.

Ввеpх до неба,

Вниз до тpавки.

Ввеpх до неба,

Вниз до тpавки.

А тепеpь покpужились

И вниз повалились.

Поднимайте и опускайте pуки или приседайте(для деток постарше), как сказано в стишке, затем когда дойдете до пятой строчки, покружитесь. Hа шестой строке резко сядьте на пол и скажите: "Бух!".

Белочки (Джеки Спилберг)

Читайте стишок и используйте pуки для этой игpы:

Раз, два, тpи, четыpе, пять

Пpишли белки поигpать. (выставляют пять пальцев)

Одна куда-то подевалась (спpячте pуку за спину)

Четыpе белочки осталось. (выставляют четыpе пальца)

А тепеpь скоpей смотpи (спячьте pуку за спину)

Их уже осталось тpи. (выставляют тpи пальца)

Hу и ну, какая жалость (спpячьте pуку за спину)

Только две у нас осталось. (выставляют два пальца)

Эта новость так гpустна (спpячьте pуку за спину)

Осталась белочка одна. (выставляют одни палец)

Затем скажите:

Пока мы с тобою считали,

Белочки от нас сбежали.

Поговоpите с малышом о том, куда могли бы пойти белочки - поспать, поискать еду и так далее.

Хлоп - шлёп.

Показывайте или называйте ребенку различные предметы: кошка, чашка, шкаф, собака, человек и т.д.

Вариант1. Предложите малышу хлопать в ладоши тогда, когда встретится слово, обозначающее, например, одушевленные предмет (что-то живое) и шлёпать по коленям тогда, когда называют неодушевленный предмет (что-то неживое). Постепенно уменьшайте интервал между словами.

Вариант2. Хлопаем в ладоши тогда, когда называют животное и шлёпаем по коленкам, когда называют, например, посуду.

Вариант3. Хлопаем в ладоши, когда называют что-то мягкое и шлёпаем по коленям, когда называют твердое. (Вата, шапка (и др. одежда), полотенце, листок, помидор... - мягкое)

Таким образом можно закреплять представления о свойствах предметов.

Это папа

Эта пpекpасная игpа очень подходит для того, чтобы поговоpить о всей семье. По меpе чтения стишка поднимайте именно тот палец, о котоpом говоpится в данный момент. Дойдя до последней стpочки, поднимите сpазу все пальцы, изобpажая всю семью.

Это папа - самый сильный (большой)

Это мама - сpедь детишек (указательный)

Это бpатик - он такой высокий (сpедний)

Это сестpенка - она поменьше (безымянный)

А это наш малыш - он еще подpастет (мизинец)

Вот и вся наша семья (все 5 пальцев вместе)

Посчитайте свои пальцы: 1,2,3,4,5

Чему же научится ваш pебенок? Согласованности движений

"Заинька".

Собираете вокруг себя детей и начинаете рассказывать стишок:

Зайка серенький сидит, и ушами шевелит.

Вот как, вот как он ушами шевелит!

При этом подносите руки к голове, делаете "ушки на макушке" и показываете, как зайка шевелит ушами. Малышня хохочет и повторяет.

"Заинька". 2 вариант

Зайке холодно сидеть, надо лапочки погреть!

Вот как, вот как надо лапочки погреть!

Складываете ладони и трете их, грея лапки. Дети, опять же,

Повторяют.

Зайке холодно стоять, зайке надо поскакать!

Вот как, вот как зайке надо поскакать!

Тут уж грех не поскакать всем вместе. Часто роль ведущего хотят выполнять старшие дети.

«Ехал принц по лесу..»

Ехал принц по лесу, по лесу, по лесу.

Давай с тобой попрыгаем, попрыгаем, попрыгаем,

И ножками подрыгаем, подрыгаем, подрыгаем,

Давай с тобой покружимся, покружимся, покружимся,

Давай с тобой подружимся, подружимся, подружимся!

По ходу дела нужно делать то, о чем сейчас говорим: прыгать, дрыгать, кружиться и, например, обниматься.

Другой вариант этой игры:

Пошёл козёл по лесу, по лесу, по лесу.

Искать себе принцессу, принцессу, принцессу.

Давай, коза, попрыгаем: прыг, прыг, прыг.

И ножками подрыгаем: дрыг, дрыг, дрыг.

Ручками похлопаем: хлоп, хлоп, хлоп.

Ножками потопаем: топ, топ, топ.

Игра "Разминка"

(Выполняем подражательные движения в соответствии с текстом).

Головами покиваем,

Носиками помотаем,

А зубами постучим

И немножко помолчим.

(Прижимаем указательные пальцы к губам).

Плечиками мы покрутим

И про ручки не забудем.

Пальчиками потрясём

И немножко отдохнём.

(Наклонившись вниз, качаем расслабленными руками).

Мы ногами поболтаем

И чуть-чуть поприседаем,

Ножку ножкой подобьём

И сначала всё начнём.

Ехали-ехали.

На лошадке ехали,

До горы доехали (имитируется езда на лошадке)

На машине ехали,

В город все приехали (показываем движения рулём)

БИ-БИП!(жмём на клаксон)

В паровозе ехали (имитация езды на поровозе)

К бабушке (дедушке, Машеньке...)

Зеркало.

Ребенок располагается лицом к вам и делает какие-то движения. Вы начинаете повторять их как «зеркало». Потом меняетесь ролями.

Моему малышу очень нравится, когда я ему леплю из пластилина стереометрические фигуры и называю их. Например, шар, куб, цилиндр, конус, пирамида (правильная), тор. Можно их лепить большие и маленькие, разного цвета.

Можно слепить с ребенком из пластилина морковку, косточку, сыр и т.п. Если игрушечные звери, то «накормить» каждого тем, что он любит. Можно кормить и нарисованных зверей. Главное, смотрите, чтобы ребенок сам не наелся пластилина (мы пытались поесть).

Вышивание на картоне

Источник - 7ya.ru.

Возраст от 2-х лет

Цель упражнения - Развитие мелкой моторики. Утончение движений пальцев рук. Концентрация внимания. Координация. Подготовка к письму.

Материал - На подносе лежат листки картона с нарисованными на них линиями. Есть простые рисунки, есть более сложные. На линиях помечены точками места, где пойдет иголка с ниткой. Кроме того, на подносе лежит клубок шерстяных ниток и 1-2 толстых иголки для ковроткачества.

Описание работы - Ребенок ставит перед собой поднос с материалом и выбирает картонку с узором. Затем он сматывает с клубка нитку (нитку заранее отмеряют и отрезают). Малыш берет иглу и вставляет нитку в ушко иголки. На первых порах это помогает делать ему взрослый или старший ребенок. Позже он делает это самостоятельно. Концы нити соединяются, и завязывается узелок. Затем ребенок делает стежки на картонном рисунке, руководствуясь нанесенными на линию точками, продевая иголку то вниз, то вверх.

Учим цвета.

Берем цветной картон, режем на полоски (4-5 см) и для них кружочки этого же цвета (диаметром 3-4 см), вместе с дочей раскладываем на полосочки, сохраняя один цвет. Я еще сделала не только кружочки, но и квадратики, треугольнички.

Вторая ступень этой игры: вырезается из одного цвета, например, желтого по контуру конфета, лимон, бантик и т.д. Где-то три цвета (категории) лучше сделать. Подготовить листы цветного картона этих же цветов и также раскладывать по цвету.

Игра - цветовое лото.

На белом картоне разлиновывается 4 (6 или 9)квадратиков, приклеиваются цветные кружочки в каждый квадратик, а кружочки из картона этих же цветов нужно разложить соответственно на карточку (по типу лото).

Игра, которая развивает и восприятие цвета и дыхательные навыки.

Нужно взять несколько пластмассовых колечек двух цветов, поделить их на 2 "команды". Сымитировать футбольное поле (лучше это делать на широком стуле) и встав по разные стороны стула дуть, забивая голы. Получается весело и интересно.

Какая птица без крыльев? Чего проще - вырежьте из цветной бумаги два крыла (разных цветов, причем, бумага должна быть с одной стороны белая, с другой - цветная). Ребенок берет крылья и изображает полет птицы, но тут дует сильный ветер и одно перышко (одно крыло) падает на пол (ребенок отпускает его). Теперь задача малыша посмотреть и быстро назвать цвет упавшего крыла. Не думайте, что это легко, ведь перышко может упасть и белой стороной вверх. А вспомнит ли малыш этот цвет? При желании можно сделать крылья различных цветов.

Http://www.nanya.ru

Кубик, все грани которого разного цвета.

Катая его по полу, можно просить малыша быстро называть цвет той грани, которая оказывается наверху.

Http://www.nanya.ru

Забавная геометрия

Если ребенку от 2 до 4 лет. Разложите на полу листы цветной бумаги. Это по-прежнему ковры-самолеты, но теперь разложите на них не игрушки, а геометрические фигуры. Вырежьте из бумаги того же цвета, что и ковры-самолеты, несколько геометрических фигур. Если малыш не понимает, что это такое и зачем, нарисуйте на фигурах забавные рожицы и объясните, что это веселые человечки с интересными именами: Круг, Треугольник, Квадрат, Ромб, Трапеция, Прямоугольник, Овал (для начала используйте не больше 3-х). Попросите малыша посадить на коврик фигуры такого же цвета, при этом он должен называть их имена.

Http://www.nanya.ru

Ковер-самолет из цветной бумаги

Разложите на полу несколько листов цветной бумаги (первоначально не больше 3), расскажите малышу сказку про волшебные ковры-самолеты, принимающие на свой борт только те игрушки, которые такого же цвета, как сами ковры. Еще раз назовите цвета. Можно, показывая лист бумаги, назвать предмет, окрашенный в тот же цвет. Например: красный, как помидор; желтый, как песок; зеленый, как травка; синий, как небо в хорошую погоду; белый, как снег. Вскоре ребенок начнет повторять характеристики цветов, отыскивая соответствующие игрушки. Если малыш с этим успешно справился, продолжите повествование, сообщив, что началась буря. Сильный ветер унес ковры-самолеты в тридевятое царство. При этом игрушки упали на землю и перемешались. Но тут же они услышали голос доброго волшебника: "Если вы вновь соберетесь в группы по цветам, ковры-самолеты вернутся и можно будет продолжать путешествие". Теперь вашему малышу предстоит без подсказки собрать игрушки одного (определенного вами) цвета.

Http://www.nanya.ru

Учим буквы.

Кубики с буквами.

Кидаем деревянные кубики с буквами. Какая буква выпала, ребенок должен назвать, если назвал правильно - он этот кубик выиграл, если не правильно - родитель. После того, как кинули все кубики, считаем у кого больше. Кто победил - получает конфету. Ну и, естественно, по ходу игры неизвестные буквы мама называет, проговаривает 10 раз и заставляет 1 раз повторить.

Буквы в окошке.

Читали сказку про кота, дрозда и петушка? После этой сказки частенько «окошко» в которое что-нибудь (или кто-нибудь) выглядывает - одно из наинтереснейших объектов.

Небольшую картонную коробочку обклеить цветной бумагой, вырезать окошко и сделала прорези сверху и снизу. Потом на длинной бумажной (шириной с окошко) ленте написать буквы. Для прочности все это дело обклеить скотчем.

Теперь просовываем эту ленту в прорези так, чтоб при проматывании ее, в окошке были видны буквы.

Концы ленты склеиваем скотчем и вешаем это сооружение на стенку.

Буквы в окошке 2

На цветной бумаге (лучше на большом плотном листе) рисуем большой домик. Рисуем 33 окошка с закрытыми ставнями. Делаем разрезы так, чтобы ставни открывались.

Теперь надо приклеить наш дом на другой лист бумаги (лучше другого цвета), так чтоб окошки могли открываться.

В окошках рисуем буквы.

Что лишнее? (для детишек постарше)

Картонку квадратную карандашом делят на четыре части, в три квадратика клеют овощи, а в четвертый - транспорт, например. Чем старше ребенок, тем ближе лишняя категория. Например, 3 овоща и 1 фрукт.

Берутся тематические картинки: огород, сад, лес. На маленьких карточках: грибы, ягоды, овощи, фрукты. По одной показывается, говорится, что где растет. Потом, можно спрашивать ребенка.

То же самое с домом. И дикими животными. Картинка леса и деревни.

Разрезные картинки.

На картоне рисуются простые картинки овощей, фруктов, животных, предметов, людей и т.д. Размером с ладошку и меньше (в зависимости от возраста ребенка), разрезается на две части. Только не на левую-правую, а нижнюю - верхнюю, так как ребеночку еще тяжело осмыслить правый глаз - левый глаз, а лучше голова - вверху, ноги - внизу и т.д. Потом, наверное, можно брать картинки побольше, например, 10х10 см и разрезать на 4 квадратика (это я так думаю), так как пазлы, которые продаются сразу сложноваты для маленьких.

На картонке в половину А4 картинка, как девочка расчесывает куклу, купает, гуляет на санках, кормит, спать укладывает и т.д.

На маленьких карточках отдельно рисуется расческа, ленточки, тарелка, ложка, подушка и т.д. Показываю одну картинку, например, где купаются. И две карточки: полотенце и кастрюлю. Доча выбирает, что сейчас нужно, чтобы вытереться и т.д. Пока я помогаю вопросами и карточки больше двух не показываю.

На прогулке

Если недалеко речка. Гуляя можно собирать камушки, обговаривать цвет, размер, проговаривать их на английском языке, форму и т.д. А потом бросать их в реку. Настоящее приключение:)

Попускайте с ребенком солнечных зайчиков.

Для этих целей замечательно подойдет зеркальце из маминой косметички.

Лестница.

Идя с ребенком на прогулку или с прогулки, иногда имеет смысл забыть про лифт. Шагая по лестнице можно:

2)ознакомиться с понятиями «вверх», «вниз»,

3)с понятиями «выше», «ниже».

4)Освоить счет через один (с маминой поддержкой прыгать через ступеньку, особенно хорошо, если написаны мелом цифры).

5)Освоить обратный счет (пройти по лестнице назад).

Покажите ребенку, как оставлять след от ботинка на снегу. Обратите его внимание на узор. «У мамы - такой, а у тебя?». Многих детей это очень забавляет. А какие следы оставляют птички? А вон собачка пробежала...

Помогаем по дому

Мыть пол шваброй, холодильник протирать, помочь что ни будь приготовить. Игрушки на кухне - кастрюли, чашки, ложки, миксер. Помогать папе - шурупы крутить и т.п.

Вырезание, аппликация

Научить малыша пользоваться ножницами можно, если вместе с его пальчиками в «колечки» ножниц мама вставит и свои. Детям очень нравится вырезать, да и тренировка для руки хорошая.

Заранее вырежьте несколько простеньких (можно геометрических) фигурок. Придумайте из них картину (машину, цветок, дом, елку…). Разложите фигурки на листе в соответствии с задуманной картиной и обведите карандашом. Теперь покажите ребенку, как приклеивать фигурки, каждую на свое место. Клеить очень удобно клеящим карандашом.

Очень интересные аппликации можно сделать, используя вырезанные мамой картинки из журналов (машины, люди, предметы мебели и пр.)

Рисование

Рисуем на крупе.

Берем плоский поднос. Насыпаем мелкой крупы ровным тонким слоем. Ребенок может рисовать на подносе, проводя пальчиком по крупе.

Обводим предметы.

Покажите своему ребенку, как обводить предметы - монетку, кружку, свою руку, как проводить линию по линейке. Можно еще взять в руку сразу несколько фломастеров разного цвета и провести несколько волнистых линий - получится довольно красиво.

«Раздай шарики»

Детям, которые еще не в состоянии нарисовать что-либо (отличное от «каляки-маляки») можно помочь сделать первый шаг к рисованию чего-то конкретного.

Нарисуйте ребятишек (по принципу «палка, палка, огуречик») разного цвета. А над ними в другом порядке цветные шарики. Ребенок должен «раздать шарики» детям. Т.е. нарисовать ниточки от шариков к руке человечка (соответственного цвета).

Аналогично можно «раздавать машинки», которые человечки должны тянуть за веревочку.

Учим цифры

Берем несколько разных коробок. Наклеиваем (или пишем) на них цифры.

Те же цифры приклеиваем скотчем на машинки. Теперь надо развезти все машинки по своим гаражам.

География

Карту мира можно сделать самим. Это очень увлекательное занятие.

Итак, берем лист формата А1 синего цвета (или красим его в синий сами). Распечатваем с компьютера картинку с контурами материков (по частям, чтоб карта была во весь А1).

Из зеленого картона (или крашенных альбомных листов) вырезаем контуры материков и наклеиваем их на синий фон.

Дальше вы будете творить мир вместе с ребенком. Все зависит от интересов ребенка в данный момент времени. На карту наносится (вместе с ним) все, чем он интересуется. Например: где живет он сам, где живут бабушки, дедушки, где живет Карлсон - это для маленьких, где «жил» д"Артаньян - для постарше. Наносится на карту все, что угодно. Интересны пингвины - здорово! - Нарисуем Антарктиду! Читаем мифы и легенды - где они появились?

Горы из пластилина. Маленькой машинкой прям по карте едем к бабушке в гости! Да, а что вы там проезжаете?

План комнаты. Клад.

После того, как освоено понятие «плана», можно поиграть.

Ребенок выходит из комнаты. Вы «зарываете клад». Это может быть конфета или игрушка. Отмечаете местонахождение клада на карте. Ребенок должен найти клад, руководствуясь планом комнаты.

План комнаты.

С этого удобнее всего начинать изучение географии с ребенком. Так «карта» перестает быть пустым звуком, а становится понятной.

Нарисуйте с ребенком план комнаты, обсудите, где что. Нарисуйте папу на диване, если он действительно там находится в данный момент (ну или около компьютера). Передвиньте стул и отметьте на карте, где теперь он находится. Попросите ребенка показать, где находится на карте его ящик с игрушками (для начала он уже должен быть нарисованным).

Математика

Цветные геометрические фигурки.

Из цветного картона вырезаются геометрические фигурки разных цветов. Лучше их склеить двусторонними (чтобы с обеих сторон были одного цвета). Чтоб дольше служили, можно обклеить их широким скотчем. У нас фигурки такие: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал, ромб, звезда (можно добавить и другие). 1) изучаем геометрические фигуры, 2) изучаем цвета, 3) учимся считать, 4) сортируем по цвету или по форме (вводим понятие множества).

Цилиндрики

Черенок для лопаты распиливаем на цилиндрики. Надо по 5 штук 5-ти размеров. Например, по 5-штук высотой 3,6,9,12,15см. Затем, одинаковые по размеру цилиндры раскрашиваются в 5 цветов. (Чтобы получилось каждого цвета 5 размеров). Играть можно так:

1) строить заборчики по любой закономерности(по высоте, по цвету, по убывающей, красный высокий-синий высокий-красный пониже-синий пониже и т.п.) - вводится понимание рядов!

2) изучаем цвета,

3) изучаем понятия выше - ниже, длиннее - короче,

4) можно изучать счет,

5) можно сортировать по любому признаку (понятие множества),

6) ну и наконец, можно ими играть как простыми кубиками или строительным материалом.

Точка, линия, луч, отрезок и окружность.

Каждый ребенок как будто точка.

Если дети возьмутся за руки, то получится линия.

Если где-то посередке один из детей поставит руку на пояс, то получится луч.

Если в луче еще один ребенок поставит руку на пояс - отрезок.

Одна ребенок-«точка», а вокруг нее хоровод «равноудаленных» детей - будет окружность.

Фигуры из гвоздиков

Источник - 7ya.ru , -“- .

Цель упражнения Моделирование плоских фигур по точкам. Подход к математическим понятиям "точка", "отрезок", "вершина". Знакомство с построением геометрических фигур и косвенно - развитие мелкой моторики.

Материал Пенопластовая или пробковая доска, выпуклые кнопки в плошке, цветные резинки. К этому прилагаются карты с начерченными на них цветным карандашом геометрическими фигурами: прямоугольником, параллелограммом, трапецией, ромбом, пятиугольником, шестиугольником.

Описание работы Ребенок выбирает карточку с геометрической фигурой, считает, сколько у фигуры вершин, и накалывает соответствующее число кнопок на дощечку. Затем он натягивает на кнопки резинку таким образом, чтобы получились очертания геометрической фигуры, нарисованной на карточке.

Игры с водой

Опыт с водой и яйцом.

Источник - 7ya.ru.

Материал:

Два стакана с водой, два яйца, четыре ложки поваренной соли.

Работа с материалом:

Ребенок приносит материал и ставит его на стол. Он наливает один стакан доверху водой и опускает в воду яйцо. Оно тонет. В другой стакан воду наливает до половины, кладет туда четыре ложки соли и размешивает. Когда основная часть соли растворится, ребенок опускает яйцо в стакан и видит, что оно плавает на поверхности.

Остров, полуостров, перешеек, мыс

Источник - 7ya.ru , -“- .

Материал:

Плоская глиняная тарелка и на ней кусок коричневой глины, который разрезан на несколько кусков таким образом, что, вынимая то одну, то несколько частей, можно представить себе остров, полуостров, перешеек или мыс. Клеенка. Кувшин с водой.

Работа с материалом:

Ребенок расстилает клеенку. Он ставит перед собой тарелку с глиной. Он вынимает один из кусков глины и образовавшуюся пустоту заполняет водой. Получился полуостров. Ребенок постепенно вынимает КУСКИ глины, поливает воду, наблюдая образовавшиеся острова, перешейки и прочие части суши и воды.

Тонет - не тонет.

Источник - 7ya.ru.

Материал:

На подносе стоит прозрачная миска с водой. Чашка, в которой сложены различные мелкие предметы: гвоздик. камешек, бусинка, кубик, тряпочка, губка и т.д. Блюдце с отделениями. В каждом отделении приклеена метка, обозначающая свойство предмета -плавать в воде, тонуть или тонуть после намокания. Полотенце.

Работа с материалом:

Ребенок ставит поднос с материалом на стол перед собой. Он опускает в миску с водой один за другим все предметы, вынимая их из чашки. Он наблюдает - тонет предмет или не тонет. Затем он вынимает предмет из воды и кладет в соответствующее отделение блюдца. Так продолжается, пока все предметы не будут испробованы и размещены по отделениям блюдца. После этого ребенок вытирает руки полотенцем, перекладывает предметы в чашку и ставит весь материал на место.

Вода принимает форму.

Источник - 7ya.ru.

Материал:

На подносе лежат резиновая перчатка, надувной шарик, бокал, колба, целлофановый мешочек. Кувшин с водой. Полотенце. Губка.

Работа с материалом:

Ребенок держит в левой руке резиновую перчатку, осторожно заполняет ее водой из кувшина. Он наблюдает, что вода приняла форму перчатки. Затем он выливает воду назад в кувшин и проделывает тот же опыт со всеми емкостями, которые лежат или стоят на подносе. После работы он удаляет лишнюю воду с подноса с помощью губки, а руки вытирает полотенцем.

“Звенящая вода”

Источник - 7ya.ru .

Материал:

Поднос, на котором стоят различные бокалы, до середины наполненные водой. Палочка с шариком на конце.

Работа с материалом:

Ребенок ставит перед собой материал. Он берет в правую руку палочку за кончик и ударяет по краю одного из бокалов. Слушает звон. Он повторяет движение и слушает, как звенят бокалы с водой. Ребенок может экспериментировать, отпивая или доливая воду. Он обнаруживает, что количество воды влияет на звон.

Источник - 7ya.ru.

Материал:

На маленьком подносе лежит белая резиновая мыльница с круглыми ячейками. Пузырек с розовой водой. Маленькая пипетка.

Работа с материалом:

Ребенок ставит на стол перед собой материал. Он берет пипетку, нажимает на ее головку и набирает из пузырька несколько розовых капель. Затем он переносит пипетку с водой к мыльнице и осторожно капает так, чтобы в каждую ячейку попало по капле. Когда все ячейки заполнены, он точно также собирает капли с помощью пипетки обратно в пузырек. Капли, случайно попавшие на поднос, вытираются губкой.

Взбивание пены

Источник - 7ya.ru .

Материал:

На подносе миска с водой, венчик, баночка с жидким мылом, пипетка, губка, ведро.

Работа с материалом:

Ребенок приносит и ставит на стол поднос с материалами. Он берет пипетку, набирает немного жидкого мыла и выпускает его в миску с водой. Затем он взбивает мыльную воду до образования пены. Когда работа закончена, ребенок выливает воду в ведро и потом в раковину. Капли с подноса удаляет губкой. Губкой же вытирает мокрую миску. Очень полезное упражнение для развития мускулатуры кисти руки.

Перекладывание шариков

Источник - 7ya.ru.

Материал:

На подносе стоят две маленькие миски (одна из них с водой), лежит ситечко с ручкой. В воде плавают 3-4 пластмассовых теннисных шарика. Маленькая губка.

Работа с материалом:

Ребенок приносит с полки материал, ставит его перед собой. Миска с водой и шариками стоит слева. Ребенок берет в правую руку ситечко и с его помощью перекладывает плавающие шарики в пустую миску. Он замечает, что вода проливается в дырки ситечка и что пластмассовые шарики не тонут в воде. Ребенок работает правой рукой, тренируя мелкую моторику. Если на подносе после работы остались капли воды, ребенок вытирает их губочкой. осуществляй тем самым самоконтроль над ошибками.

Смешивание красок.

Источник - 7ya.ru.

Материал:

Несколько пробирок в стойке. Три баночки с основными цветами акварели: красным, синим, желтым. Пипетка. Все это на подносе. Тряпочка пли губка.

Работа с материалом:

Ребенок ставит поднос с материалом перед собой. Он берет пипетку, набирает одну из данных красок и капает несколько капель в первую пробирку. Затем он таким же образом добавляет туда несколько капель другой краски. Встряхивает пробирку и видит, что краска изменила свой цвет. Ребенок продолжает работу.

Переливание из одного сосуда в три.

Источник - 7ya.ru.

Материал:

Поднос, прозрачный чайник или кувшин, 3-4 одинаковых стаканчика, губка. На чайнике сделана отметка уровня воды, которая определяет общий объем всех стаканчиков.

Работа с материалом:

Ребенок ставит на стол материал, берег правой рукой за ручку кувшин и аккуратно переливает воду понемножку в каждый из стаканчиков. Левой рукой он поддерживает кувшин под носик. Ребенок старается, чтобы носик кувшина смотрел каждый раз в центр стаканчика, и чтобы вода не перелилась через его край. Когда стаканчики наполнены, малыш ставит кувшин на место. Работа закончена, но ее можно повторить, вылив воду из стаканчиков обратно в кувшин. Перед тем, как отнести материал на его место, промокает оставшиеся на подносе капли.

Луковицы в воде.

Источник - 7ya.ru.

Материал:

Поднос, на котором стоят 3-4 прозрачных бокала, 3-4 крупных луковицы гиацинтов, тюльпанов или обычного репчатого лука (чеснока). Кувшины с водой.

Работа с материалом:

Ребенок приносит материал на стол. Он разливает воду из кувшина по бокалам. Затем аккуратно вставляет каждую луковицу в горлышко бокала. Она не должна провалиться в воду. Когда все готово, поднос с посажеными луковицами выставляется к свету и ведется наблюдение за ними (появление корней, стебля. листьев, цветение).

Поливка цветов

Источник - 7ya.ru.

Материал:

На подносе стоит кувшин с водой и лейка. Комнатный цветок в горшке. Губка. Миска.

Работа с материалом:

Ребенок ставит на стол цветок в горшке. Он приносит и ставит рядом поднос с кувшином, лейкой, миской и губкой. Он наливает часть воды в лейку, а другую часть - в миску. Поливает землю вокруг цветка. Затем он смачивает губку и аккуратно протирает листья, придерживая их снизу левой рукой. После работы цветок и поднос с материалом ставятся на место.

Переливание через воронки

Источник - 7ya.ru, Публикации Методики раннего развития Книги Упражнения с Монтессори-материалом. Изд. Педагогический центр "Эксперимент", Рига-Москва, 1998.

Материал:

Поднос, 3 воронки с носиками разной толщины, 3 пузырька с соответствующими горлышками, стеклянный кувшин, губка. На всех сосудах есть отметка уровня воды.