Панк в россии. Все виды "панка" Значение слова "панк"

Жанр фантастической литературы, ставящий целью раскрытие всех потенциальных возможностей той или иной технологии, господствовавшей в определённый временной период или в определённой цивилизации. Жанр представлен моделями, которые также включают в группу «таймпанк» (паропанк, дизельпанк, атомпанк, киберпанк, нанопанк, биопанк), а также гибридным поджанром технофэнтези, изображающим технически продвинутую цивилизацию, но с основными атрибутами жанра фэнтези.

Технопанк очень близок к альтернативной истории, но принципиальное отличие в том, что это реконструкция стилистическая, а не историческая. Технопанк не занимается поиском точек бифуркации, в которых небольшое внешнее вмешательство или иной выбор, сделанный историческим лицом, мог бы изменить развитие человечества. Обычно технопанк изображает уже сложившуюся цивилизацию, долгое время развивающуюся в том русле, которое привело её к современному состоянию, и читатель может только догадываться, где началось расхождение, а в случае с технофэнтези лишён и этой возможности.

(Timepunk) - поджанр научной фантастики, моделирующий мир, стоящий на каком-то ином технологическом уровне, что чаще всего подразумевает иные законы социума. Данный термин является обобщающим для большого количества родственных направлений фантастики, часто - производных от киберпанка и стимпанка (который сам изначально появился в качестве отдельного направления как пародия на киберпанк), и довольно близок по значению к понятиям технопанка, технофентези и альтернативной истории.

Виды Таймпанка:

(Stonepunk) - жанр научной фантастики, моделирующий мир, стоящий на технологическом уровне каменного века.

Бронзпанк (Bronzepunk) - жанр научной фантастики, моделирующий мир, стоящий на технологическом уровне Бронзового века.

Сандалпанк (Sandalpunk) - жанр научной фантастики, моделирующий мир, стоящий на технологическом уровне поздней античности.

Плэйгпанк (Plaguepunk), также Миддлпанк (Middlepunk) и редко Кэндлпанк (Candlepunk) - жанр научной фантастики, моделирующий мир, стоящий на технологическом уровне Средних веков.

Клокпанк (Clockpunk) - жанр научной фантастики, моделирующий мир, стоящий на технологическом уровне эпох Возрождения и барокко: придворные инженеры, куртизанки, гвардейцы.

(Steampunk) - жанр научной фантастики, моделирующий мир, который в совершенстве освоил технологию паровых машин.

(Бензопанк) (Dieselpunk) - жанр фантастики, описывающий технологический мир уровня 20-50-х гг XX века.

Атомикпанк (Atomicpunk) и Транзисторпанк (Transistorpunk) - жанр научной фантастики, моделирующий мир, стоящий на технологическом уровне 1945 - 1990 гг.

(Cyberpunk) - поджанр научной фантастики, описывающий мир недалёкого будущего, в котором высокое технологическое развитие соседствует с глубоким социальным расслоением, нищетой, бесправием, уличной анархией в городских трущобах.

(Post-Cyberpunk) - жанр научной фантастики, развившийся из киберпанка, который, как и предшественник, описывает техническое развитие общества ближайшего будущего и происходящие при этом процессы (всеобщее проникновение информационных технологий, генной и молекулярной инженерии, технологий модификации человеческого тела и др.), однако при этом, в отличие от «классического» киберпанка, главные герои произведений активно стремятся улучшить социальные условия или, по крайней мере, не допустить деградации общества.

Виды Посткиберпанка (также входят в число видов Таймпанка):

(Nanopunk) - направление в научной фантастике (разновидность посткиберпанка), посвящённое социальным и психологическим аспектам применения нанотехнологий.

(Biopunk) - направление в научной фантастике (разновидность посткиберпанка), посвящённое социальным и психологическим аспектам применения генной инженерии и биологического оружия.

Космопанк (Spacepunk) - смесь киберпанка и космооперы, отличается от космооперы не только киберпанковским антуражем, но часто и более жёстким и циничным миром.

(Splatterpunk) - литературно-кинематографический жанр на грани фэнтези и ужасов, появившийся в середине 1980-х. Сплаттерпанк представлет собой небольшие произведения с циничным описанием насилия в крупных современных городах. Герои сплаттерпанка - антисоциальные отчужденные маргиналы. Антигерои - серийные убийцы, психопаты и маньяки.

(Post-Apocalyptic) - жанр научной фантастики, в котором действия развиваются в мире после какой-либо глобальной катастрофы.

Также существует ещё ряд интересных направлений, близких данной тематике:

(Stitchpunk)(от stitch - «швейный стежок» и punk - «что-л. бесполезное, ненужное; дрянь, рвань») - направление научной фантастики. Производное от киберпанка и стимпанка, рассматривающее альтернативный вариант развития человечества или материальных следов его обитания, в пост-апокалиптическом мире, основными жителями которого, как правило являются куклы, плюшевые игрушки и т. п. Стиль ститчпанка более пародичен и не столь пессимистичен, как киберпанк или стимпанк, хотя и носит аналогичные черты социальной антиутопии.

(Apocalyptic) - жанр научной фантастики, в котором рассказывается о наступлении какой-либо глобальной катастрофы. Первые произведения этого жанра появились ещё в эпоху романтизма в самом начале XIX века, но настоящиий расцвет жанра пришёлся на «холодную войну», в связи с чем классический сюжет этого жанра повествует о термоядерной войне.

(Dystopia) - направление в художественной литературе и кино, в узком смысле описание тоталитарного государства, в широком смысле - любого общества, в котором возобладали негативные тенденции развития

(Alternative History) - жанр фантастики, посвящённый изображению реальности, которая могла бы быть, если бы история, в один из своих переломных моментов (точек бифуркации, или точек развилки) пошла по другому пути. Не следует путать данный литературный жанр с альтернативными историческими теориями, которые предлагают считать картину прошлого, изображаемую исторической наукой, частично или целиком ошибочной.

Жанр фантастики, поджанр фэнтези, описывающий мир в котором бок о бок соседствуют технология и магия. Жанр имеет несколько вариаций миров.

Термин, объединяющий в себе понятия «ретро» и «футуризм» (также футурологию). Ретрофутуризм - это то, как люди представляли будущее в прошлом.

Слово «punk» имеет длинную историю. Ещё Уильям Шекспир называл так дешёвых проституток в своей пьесе «Мера за меру». Затем значение слова немного изменилось, и уже в 20 веке панки – это заключённые. Позже слово «punk» приобрело ещё один смысл: «грязь», «отбросы».

В отличие от многих других субкультур, идейные границы которых определены не так чётко, панк стал именно той культурой, которая явно нашла и отразила свою индивидуальность, заявляя миру: «Мы не похожи на других, и нам это жутко нравится!». Изначально панк представлял собой контркультуру, развившуюся в целое контркультурное движение. Отличие контркультуры от молодежной субкультуры - противостояние политике и обществу в целом и отрицание всего, что их окружает. По большому счёту, первым русским панком можно назвать Евгения Базарова, героя романа Ивана Сергеевича Тургенева «Отцы и дети»: именно он первым начал отрицать всё самое важное для русского человека: Бога, семью, любовь, существующий государственный строй, даже самые минимальные потребности человека. Первые панки – как западные, так и советские – были теми же самыми нигилистами, плюющими на все общепринятые ценности. Они задавали свой «беспорядочный порядок».

Поначалу деятельность американских панков не выходила за границы клубных вечеринок. Они не занимались дебошами и вели себя очень даже приличо: практиковлись в музыке и авангардистской литературе – символизме, футуризме. В общем, как писали о них тогда американские СМИ: «Интеллигенция развлекается, ничего страшного». Так все и думали, пока буря панк-рока не накрыла Лондон в 1976 году.

Песня "Anarchy in The UK" группы Sex Pistols стала гимном всех панков

Официальной точкой отсчета дерзкой субкультуры считается 22 октября 1976 года, когда вышел первый панк-сингл «New Rose» группы The Damned. Полтора месяца спустя, команда Sex Pistols выпустила песню «Anarchy In The UK». Весной и летом того года в Лондоне появляются всё новые и новые панк-бэнды, играющие энергичную и шумную музыку и заводя толпу своим, мягко говоря, нескромным поведением на сцене. Чуть позже, в середине 1970-х, эта городская культура пришла в СССР вместе с песнями отцов-основателей панка: Sex Pistols и Ramones, которые черпали вдохновение из творчества крайне популярных десятилетием раньше The Beatles и The Rolling Stones. Последние, кстати, задали стиль панк-сообществу не только в музыке, но и в одежде.

Группы Sex Pistols и Ramones стали основателями и символами панк-движения

На сцене панки выбирают агрессивный и вызывающий, а порой даже вульгарный стиль поведения, что и дало толчок к созданию особенного мировоззрения панков: критическое отношение ко всему, что их окружает. Панки стремятся к свободе и полной независимости, пропагандируюя принципы «не продаваться», «полагаться на самого себя» (DIY - Do it yourself - Сделай сам).

Немаловажную роль в формировании панка играет Игги Поп, солист группы The Stooges, известный своими многочисленными выходками на сцене. Именно он задал стиль поведения панков на сцене. Игги Поп стал родоначальником прыжка со сцены в толпу, или «стейдж дайвинга». Но это было только начало: музыканта рвало прямо на сцене, он резал себе грудь бритвой, а заканчивал концерт расстегнутой ширинкой. После этого в ходе концертов The Stooges Игги, традиционно выступавший с обнаженным торсом, часто наносил себе увечья, оскорблял зрителей, раздевался полностью и прыгал в толпу со сцены.

Впервые советские панки услышали о первых западных из обличительных статей в газетах Советского Союза и сюжетов советской передачи «Международная панорама», но вместо того, чтобы повиноваться тоталитарному персту и начать их презирать - выбрали в качестве идеала. Вот она – сущность «тру панка».

«Панки хой!» - Такие возгласы можно было услышать везде и всюду в 80-х годах прошлого столетия на просторах Советского союза. Именно тогда это приветствие панков пришло в русский язык из английского.

Кстати, есть несколько версий появления этого возгласа: по одной из них, русское «Хой!» берёт свои истоки от английского «Oi!», которое служило приветствием для кокни (уроженцы Лондона из средних и низших социальных слоёв). В конце 1970-х годов этим словом Гарри Бушелл, журналист музыкального журнала «Sounds», назвал направление панк-рока, которое провозглашало возврат к «истинным, пролетарским корням», пропагандировало активное противоборство власти и обществу. Когда это слово перешло в русский язык, к нему добавилась буква «х», что звучало очень неоднозначно и дерзко, потому что напоминало одно известное всем русское бранное слово.

По другой версии, слово «хой» образовалось от английского «oi-oi-oi». Эти возгласы звучали в песнях скинхедов в 70-х, что в итоге стало поводом для создания нового стиля: «ой», или «стрит-панк». Позже кричать «ой» стали уже все, кому не лень - чаще всего в хоровых подпевках. Первые возгласы «ХОЙ» на русской панк-сцене появились у Егора Летова (лидер группы «Гражданская оборона»).

Советские панки отличались друг от друга как по идеологии, так и по внешнему виду - в зависимости от места проживания. Панки Сибири, например, были выходцами из движения , в котором вскоре разочаровались и стали яро отрицать. Таллинские панки были абсолютно идентичны стокгольмским и лондонским. Московские панки были на любой вкус, в зависимости от любимых групп и локации тусовки, а панки Ленинграда (первые в СССР) устраивали панк-перформансы и вели богемный образ жизни. Первым панком в СССР считается лидер питерской группы «Автоматические удовлетворители» Андрей Свин Панов, который испражнялся прямо на улицах и в парадной Бориса Гребенщикова, а также совершал половой акт с выхлопной трубой автобуса. Он был одним из лидеров питерской панк-тусовки, в которой, среди прочих состоял даже юный Виктор Цой.

Панки страны Советов

Панк = хиппи + много агрессии

Панк стал неординарным ответом на кризис хиппи-движения и на «обмякшую» музыку того времени, отошедшую от энергии и ритма традиционного рок-н-ролла. Себя они называли «детьми помойки» в противовес хиппи - «детям цветов».

Мировоззрение панков довольно близко к хипповскому однако, если идея хиппи укладывается в лозунг «Долой деньги, мир и так бесконечно прекрасен!», то у панков это скорее «Мир все равно отвратителен, так что ему уже ничего не поможет». Панки, в отличие от хиппи, довольно агрессивны, и по политическим взглядам считаются анархистами (с легкой руки «Sex pistols», выпустивших культовый сингл «Anarchy in the UK»).

Внешний вид

Лук панков всегда эпатирует: яркие неестественные цвета волос, ирокезы, выбритые виски, много лака, чтобы волосы стояли торчком. Моду на ирокезы, кстати, ввела британская панк-группа The Exploited.

Рваные джинсы с цепями, заправленные в тяжёлые ботинки Dr. Martens и кеды Converse. Манеру носить кеды начала группа Ramones, а они переняли её у мексиканской шпаны - латиносов. Кожаная куртка-косуха была заимствована панками как атрибут байкеров из 50-х, когда мотоцикл и рок-н-ролл были неотделимы друг от друга.

Атрибутику панков в массы и модную индустрию ввела английский дизайнер Вивьен Вествуд. Кстати, мода на панк-лук стала чрезвычайно актуальна в последние три года. Сегодня ни один модный лукбук не обходится без рваных джинс, чёрных косух, белых или красных конверсов, олдскульных маек с логотипами групп. А в последние пару лет в моду вернулись и выбритые виски.


Панк-рок фестивали

При относительном многообразии панк-рок фестивалей все они продолжают своё существование не более двух-трёх лет. На них собирается не более 150 участников. А проводятся панк-фесты по большей части в лесу или на заброшенных заводах - минимум удобства, зато сколько драйва и впечатлений: «Тройка-фест», «Варнак-фест», «Горизонталь», «Hellsummer fest»,«Интересная панк-эстетитка», Boyscout Fest.

В основном же панки собираются на гигах панк-рок групп – концертах без сидячих мест с возможностью моша и слэма.

Панки на гиге. Stage dive

Панки сегодня

Большинство сегодняшних приверженцев субкультуры панков заявляют, что пришли к ней благодаря творчеству «лёгких» поп-панк-бэндов: Sum41, Simple Plan, Blink 182, Fall Out Boy. Даже если сравнить их песни с песнями тех же самых представителей поп-панк творчества Ramones, песни первых звучат куда более мягко и попсово. Также поп-панк отличается отсутствием политической направленности, свойственной панк-року в первую очередь, а также общим позитивным направлением.

Сегодня панк как контркультура больше не существует: теперь это стопроцентная молодёжная субкультура, ведь образ жизни, поведение, политические взгляды панков не стоят в оппозиции по отношению к существующей социальной системе, политическому строю или морально-нравственным ценностям. Внешний вид панков сейчас стал лишь данью уходящей моде.

Возможно, сегодня сама культура панка практически перестала существовать в том виде, в каком, она появилась. Однако вместе с этим она породила большое количество новых движений. Примерно с начала 2000-х в мире начали появляться некие «пост-панки». Нельзя сказать, что они следуют идеям 80-90-х, так как старые идеи неактуальны сейчас, но и нельзя сказать, что они и полностью безыдейные. Пост-панк продолжает развиваться, и ещё никто не знает, что будет с этим перерождающимся социальным явлением завтра.

Различные направления молодежных субкультур стали активно привлекать к себе внимание общественности – старшего поколения, политиков, психологов – во второй половине ХХ века. Панки стали именно той культурой, которая явно определилась со своей индивидуальностью, заявляя миру свою «непохожесть». Но насколько эта культура в действительности является антисоциальной? Именно с этим вопросом мы приступали к изучению панк-движения в современном мире.

Современное представление о панках настолько искажено, что найти в сегодняшней России человека, который бы четко представлял себе, что такое настоящее панк-движение, практически невозможно. Именно этим и определяется актуальность данного исследования.

Панк (Punk) – так раньше называли на уличном жаргоне женщин легкого поведения. В этом значении слово встречается в пьесе У. Шекспира «Мера за меру». В Америке в начале XX века его относят уже к заключённым – «шестеркам». Позже слово вошло в основной лексикон и сегодня употребляется в значении «грязь», «гнилье», «отбросы».

В середине 1970-х гг. в Великобритании во время сильнейшей безработицы и апатии внезапно появляется яркая молодежная культура, названная журналистами «панк», что означает «гниль». Большинство исследователей увидели в нем новую молодежную субкультуру, вроде модов или рокеров, разойдясь лишь в определении ее социальной базы.

Панк изначально представлял собой контркультуру, далее развившуюся в контркультурное движение. Основными отличиями контркультуры от молодежной субкультуры является преобладание политических форм противостояния над символическими и отрицание доминирующих ценностей вместо принадлежности классу или традиции.

Но прежде всего, панк – это музыка, громкая, тяжелая и очень быстрая, главной задачей которой ставилось то, чтобы люди увидели протест, задумались о жизни, о будущем. Панк-рок 60-х годов принято называть «гаражным роком» . Откуда появилось такое странное название? Все объясняется очень просто: любительские группы репетировали в основном в гаражах – больше им просто некуда было деваться. «Гаражные» панки пели в свое удовольствие, не строили меркантильных планов и были известны только в среде своих родственников, друзей и соседей. Их творческие поиски отвечали на запросы не массовой, а локальной аудитории (школы, колледжа, района).

Факел, зажженный «гаражниками», подхватывают в 1973-1974 годах вполне образованные молодые люди из Нью-Йорка. Они собираются по вечерам в дорогих клубах. Кумиром этой молодежи становятся новые группы: «Talking Heads», «New York Dolls» «Ramones» , которые представляются теперь первыми панк-музыкантами второй, настоящей волны панк-рока. Первой настоящей панк-группой принято считать Нью-Йоркских «Ramones» .

Поначалу деятельность американских панков не выходила за границы клубных вечеринок. Они оставались в рамках приличия, практикуясь в основном в музыке и авангардистской литературе – символизме, футуризме. В общем, как выражались американские СМИ, «интеллигенция развлекается, ничего страшного». Так все и думали, пока гроза панк-рока не грянула над Великобританией в 1976 году. Англичане точно скопировали американцев – и ошеломили респектабельную Англию. То, что прошло в США не очень заметно, подняло за океаном бурю, называлась она – «Sex Pistols».

Поначалу напуганные власти объявили панков хулиганами. Но когда хулиганят сотни тысяч, это называется по-другому – бунт. Причем бунт этот возник из трансформированного конфликта «отцов и детей».

Старые мечты рухнули – новым никто не верил. Пришло время отчаяния, полного неприятия окружающего мира и нигилизма. При изобилии материальных благ ни у общества, ни у конфликтующей с ним молодежи не оказалось достаточно прочных моральных качеств для того, чтобы воспользоваться ими во благо себе и всему человечеству. Это тоже послужило причиной возникновения панк-бунта. В начале 1976 года добропорядочным англичанам показалось, что британская молодежь сошла с ума. Улицы наводнили толпы отвратительного вида подростков.

Атрибутика стиля панк вошла в моду и производилась на конвейере. Обработка общественного мнения пошла в том направлении, что, дескать, в любой системе нет ничего хорошего, пока ей не противостоит антисистема. Эта угроза просто необходима, чтобы доказать жизнеспособность самой системы и ее правильный путь развития. Панк – такая антисистема. И если бы система была плоха, панк смел бы ее. Раз ему это не удалось, значит, система прекрасна.

Первые панк-группы (такие как «Sex Pistols», «Clash», «Jam» и др.) выражали в своих песнях и поведении анархичность, апокалиптичность, отрицание ради отрицания, эпатаж, недовольство всем. Большинство этих групп достаточно быстро саморазрушились, избегнув участи контркультуры 1960-х и не став частью системы. Преуспевание панка в шоу-бизнесе (как части массовой культуры) «успешно» потерпело поражение.

Но панк «не умер», появляется так называемая вторая, политизированная, волна европейского панка (1980-1984), представленная группами «Crass», «Conflict», «Discharge» в Великобритании, "BGK" в Голландии и др. За четверть века существования панк сумел сформировать целую систему, оппозиционную шоу-бизнесу. Он противопоставил маленькие независимые лэйблы – транснациональным музыкальным концернам, фанзины, размноженные на ксероксе при использовании дешевой переработанной бумаги и соевых чернил, – дорогим глянцевым журналам, системы дистрибьюции, распространяющие панк-музыку и панк-идеи посредством рассылки по почте или непосредственно на концертах или фестивалях – покупкам в дорогих супермаркетах и т. п.

С другой стороны, панкам удалось создать альтернативное социокультурное и отчасти экономическое пространство, в котором основными ценностями являются не деньги и конкуренция, а дружба и сотрудничество.

Сегодня принято говорить, что в отличие от английского панка, возникшего как естественная реакция на социально-экономический кризис на Западе, панк в СССР появляется как протест против тоталитарного мышления. Безусловно, как и многие другие явления «советского андеграунда», он испытывал на себе западное влияние, хотя прямые заимствования в 1980-х были фактически невозможны.

Панк был одним из немногих музыкальных течений, которое пришло в Советский Союз с минимальным опозданием. В 1976 году панк-рок появился в Англии, а уже в 1977 году в Ленинграде, Москве, Сибири. Молодые люди, интересующиеся западной музыкой, приобретали у фарцовщиков пластинки «Sex Pistols», «Clash» и других британских панк-групп, ловили музыкальные передачи по «Голосу Америки», ВВС с Севой Новгородцевым, читали советские журналы и газеты, которые не преминули откликнуться на появление нового молодежного течения как «нароста на гниющем теле буржуазной культуры».

Что представляли собой первые панки в СССР и в чем заключалось их противостояние советской власти? Выделим три основные ареала, где панк получил наибольшее, отличное от других регионов развитие – это Ленинград, Москва и Сибирь (Омск, Новосибирск, Тюмень), и, в соответствии с этим, попытаемся ответить на поставленные вопросы.

Первыми ленинградскими панками были подростки 15-17 лет, меломаны, собиратели пластинок. Знакомились они чаще всего на «пластиночном толчке», собирались вместе, пьянствовали, слушали музыку. Они пытались жить так, как им нравится, но это было серьезным противоречием не только доминирующей идеологии, но и советским законам (например, закон о тунеядстве). Многие хотели побывать за границей, оказаться там, где были любимые панк-группы. Для ленинградских панков панк-рок не был выражением политического протеста, призывами к разрушению системы. Это было скорее стихийное внутреннее неприятие официально принятых норм и ценностей, отступление от которых в советском государстве могло расцениваться в спектре от мелкого хулиганства и вплоть до предательства Родины. По официальной версии, рок-музыка была изобретением западной пропаганды, призванным отвлекать советскую молодежь от строительства коммунизма, а западную демократическую – от борьбы с капитализмом.

Сибирский ареал панк-рока представлен, главным образом, тремя городами – Омском, Новосибирском и Тюменью. Так называемый сибирский панк-рок был наиболее политизированным и открыто направленным против тоталитарной системы. Это нашло выражение как в текстах песен (например, группа «Кооператив ништяк» в разгар репрессий на рок-музыкантов пела: «Бродит призрак по Европе, отрубите ему ноги»), так и в реакции власти на их творчество. Участников сибирских панк-групп сажали в психиатрические лечебницы, отправляли в армию, но они оставались «льдом под ногами майора» .

Советская панк-культура 1980-х, изначально ориентируясь на западное течение, органично переосмысливала его, переплетала с национальными корнями. В итоге возникали абсолютно оригинальные явления, порожденные, прежде всего не подражательством, а желанием самовыразиться и как-то противопоставить себя официозу.

В СССР панк являлся контркультурой уже в силу своей запретности, поэтому он противостоял системе. С 1987 года тоталитарные механизмы начинают активно разрушаться, и рок-музыка, по моему мнению, внесла в этот процесс свой вклад, хоть и небольшой, будучи носителем иных ценностей культуры. Здесь и заключается основное противоречие отечественного панка: приняв участие в разрушении системы, он оказался в сложной ситуации – против чего бороться теперь, когда все можно? Вслед за тем панк теряет свой статус контркультуры с уничтожением запретности, а развитие современных западных форм противостояния в России затруднено из-за сложной социально-экономической и политической ситуации. Существование панк-движения, как и других форм контркультуры в СССР в том виде, в каком они функционировали до перестроечной эпохи, потеряло смысл на рубеже 1980-90-х гг.

Понятие о панк-музыке в России изменилось и эволюционировало.

В СССР Панк был субкультурой, как нам кажется, только в период с 80-х до 90-х годов. Именно в этот период в стране происходил системный кризис, 70% молодежи оказались за чертой бедности, крах идеологии и централизованная система распределения товаров: все это создавало благодатную почву для развития такой субкультуры как панк.

После 90-х панк стал разлагаться, он коммерциализировался, потерял идею, потерял себя, но вместе с этим панк и не исчез полностью, он разделялся на другие социальные явления. Таким образом, в Советском Союзе играть рок, а тем более панк, было противостоянием. Это было запрещено, и люди, которые занимались рок-музыкой и не вписывались в стандартный образ «простого советского человека», часто серьезно рисковали не только быть избитыми в отделении милиции или «дружинниками», но и лишиться свободы. Государственная власть пыталась подавить любые отклонения от официальной идеологии: выгоняла с работы и из институтов, отправляла в армию и в психиатрические лечебницы на принудительное лечение, травила через прессу (разоблачительные статьи) и т. п. С другой стороны, что панки могли противопоставить государственной машине? Противостояние происходило, прежде всего, на уровне образа жизни и мировоззрения, что проявлялось в поведении, внешнем виде, системе ценностей. Неприятие советской идеологии и стандартизированного общества не обязательно выражалось в критике и борьбе.

Глава 2. Панки как субкультура

Сегодня панк представляется нам чаще всего в грязном, плохо пахнущем, и нетрезвом образе. Если обратиться к старшему поколению с вопросом «Кто такой панк?», в 9 из 10 случаев можно услышать, что-нибудь не очень приятное.

На сегодняшний день большая часть подростков, называющих себя панками, не знают даже элементарных фактов из раздела истории панк-движения. Некоторые «панки» настолько далеки от реальности, что просто смешны. С этим тесно связана вторая глава работы и непосредственно само исследование.

2. 1. Поведение в обществе. Политическая позиция.

Самооценка панка

Панк всегда имеет свое мнение и не боится его высказывать. Ему все равно, что о нем будут думать. Он таков, какой есть и ничего не станет менять. Традиционно считается, что поведение панка во всех случаях – это борьба, борьба против системы. Против какой, решает сам панк. Система подразумевает под собой в первую очередь правила. Правила – значит подчиняться. Подчиняться – значит сдаваться. Это и есть самый главный пункт в панковской политике.

Определяющим стало наплевательское отношение к окружающим и самим себе, установка всегда совершать только то, что хочется сию минуту. Мораль оказалась измененной на 180 градусов: все, что считалось аморальным у нормальных людей, на улице становилось внешним проявлением «нравственности».

Панк-культура предполагала полную свободу действий. Панки хулиганили в кинотеатрах, вызывающе вели себя по отношению к полицейским и задирали прохожих. Таким способом они спешили выразить свой протест миру, в котором родились и выросли. Философия панков была философией «потерянного поколения», простой до предела: в свинарнике лучше и самим быть свиньями. Они окончательно решили, что изменить мир к лучшему нельзя, и поэтому на жизни и карьере в старом понимании этого слова был поставлен крест.

Сами панки по-разному оценивают и панк-движение, и себя в этой культуре. Вот несколько выдержек с одного из панковских форумов:

«я панк, потому что мне так хочется. Панк – это необязательно валяться в грязи, а для посвящения спать в помойке. и ирокез ставить на пиве, смешанном с мочей. А обязательно – состояние души» . (Орфография и стилистика высказываний сохранены в оригинале – прим. В. С.).

«Для начала я скажу вам, чем панк не является: это не мода, не определенный стиль одежды, не бунт на коленях против родителей, не новейшее «крутое» течение или особый стиль музыки. На самом деле это Идея, которая ведет и строит вашу жизнь. Думай самостоятельно, будь самим собой, не просто принимай то, что дает общество, – создавай свои собственные правила, живи своей собственной жизнью!» .

«Я – панк, потому что Я ПРОТИВ. Панк – это состояние души, образ мыслей, не столь важно насколько это проявляется внешне. Панк – это внутри. Ненавижу тех, кто считает панк просто модной атрибутикой!»

«Любое движение – это в первую очередь идея, а не шмотки и показуха Всегда главное – то, что внутри, а не то, о чем орут на каждом перекрестке. Точно так же, как и анархию превратили в свободу бухать и беспределить, хотя ее смысл намного глубже» .

Мы видим, что большая часть тех людей, кто относит себя к панкам, сходятся во мнении, что панк – это прежде всего идея, образ жизни и мыслей, и только потом – внешняя атрибутика! Именно идеология панк-движения не изменилась с 70-х годов, но сами панки отмечают, что с идеей панка знакомо очень небольшое количество молодежи, относящей себя к панк-культуре. Таким образом, получается, что панк-движение «вырождается». Превращаясь из «Идеи» в «Моду»

2. 2. Общественная оценка панка

Социологи Интернет сайта Info_Mania, проводя социологический опрос среди разных слоев населения г. Москвы (выборка – 100 человек), часто получали такие характеристики панков, как «шизофреническая категория», «может, со своими убеждениями, но психически больные люди», «невоспитанный, легкомысленный народ» и панка как «молодежного сдвига по фазе». Некоторые опрашиваемые отмечали в качестве отличительной черты панков «гребешки».

Приведем несколько распространенных мнений обычных людей о панк-движении:

«В моём понимании панк, это по-любому балахон, гады, хохолок для понта и нашивка с анархией. Панк по-любому должен ездить на концерты вместо митингов, ибо там можно нажраться, а если он не дай Бог не нажрется, то он увидит мир трезвыми глазами, ужаснется и случайно начнет думать своей башкой, а не чужими идеями и стереотипами. Панк, это, прежде всего, протест, а против чего, как, зачем, и почему – это уже не важно. Панк – это состояние души» .

Для того, чтобы получить данные по вопросам общественной оценки панков и панк-культуры, учащимся Гимназии № 8 были предложены две анкеты, на основе которых мы смогли прийти к следующим выводам:

1) О панке имеют общее представление более половины опрошенных нами учащихся старших классов.

2) Представление о панке строится в основном на внешней атрибутике – одежде, обуви, прическах.

3) Поведение панка большинством учащихся воспринимается как антисоциальное – курение, алкоголь, агрессия.

Cкладывается впечатление того, что большинство обычных людей в Москве (по опросу Info_Mania), а так же обычных городах России (учащиеся города Ангарска) не разбирается в нюансах молодежных субкультур и для них панки почти ничем не отличаются от металлистов или хиппи. Отношение к панкам в обществе достаточно негативное – «агрессивные, наркоманы, алкоголики». Этот образ панка, созданный СМИ, активно подтверждается самими панками («пионерами»), черпающими свою «эстетику и идеи» из масс-медиа.

Мы постараемся систематизировать наиболее распространенные убеждения о панках среди обывателей, и дать свои комментарии к ним. В качестве основы для данных утверждений были взяты результаты исследования агентства Info_Mania. Мы провели аналогичный опрос среди учащихся нашей гимназии и пришли к определенным выводам, которые и оформили в виде комментариев.

Утверждение 1. Все панки – это тупые, ограниченные «птушники» и двоечники (в общем, люди низкого интеллектуального уровня развития).

Комментарий: утверждение очень распространенное среди обывателей. 34 % опрошенных учащихся Гимназии №8 согласились с правильностью этого утверждения. Однако большинство респондентов (49%) не согласились с таким мнением россиян, отметив, что так о панках говорят люди, малознакомые с панками, никогда с ними не общавшиеся. Да, конечно, среди панков есть и «птушники», и вообще очень глупые люди, но их не так много и составляют они лишь малый процент от числа всех панков. Гораздо больше среди последователей панк-движения процент студентов вузов.

Утверждение 2: панк – это чисто молодежное течение, подростковый протест, проходящий с возрастом. Панком можно быть в период с 12 до 18, максимум 20 лет, а дальше нужно взрослеть.

Комментарий: На этом утверждении мнения гимназистов разделились примерно поровну: 45% опрошенных согласились с тем, что панк-движение носит молодежный характер, а 43% опровергли это мнение. Это вполне соответствует тем данным, которыми располагаем мы, занимаясь исследованием панка.

Действительно, большинство панков начинают «панковать» в юношеском или подростковом возрасте, но это не значит, что панк – сугубо молодежное течение. Некоторые отходят с возрастом от панка, но в большинстве своем это люди, для которых мнение большинства, толпы, важнее их собственного мнения. Есть среди бывших панков и те, кто просто разочаровался в идеях этого движения. Однако, есть и панки 30 лет и старше, и хотя не все из них придерживаются внешних атрибутов панка, но по-прежнему разделяют большинство «панковских» идей. И вообще, в утверждении «Панком можно быть в период с 12 до 18, максимум 20 лет, а дальше нужно взрослеть», слово взрослеть на самом деле, как правило, используется обывателями в значении «стать таким как все, принять идеи распространенные в обществе». Сравните со значением слова «взрослеть» в толковом словаре. Быть нонконформистом (а панки нонконформисты, т. к. придерживаются идей, не являющихся на сегодня распространенными в обществе), не значит не быть взрослым человеком.

Утверждение3: Панки – вечно грязные и никогда не моются, от них постоянно дурно пахнет.

Панк был одним из немногих музыкальных течений, которое пришло в Советский Союз с минимальным опозданием. В 1976 году панк-рок появился в Англии, а уже в 1977 году в Ленинграде, Москве, Сибири молодые люди, интересующиеся западной музыкой, приобретали у фарцовщиков пластинки " Sex Pistols ", " Clash " и других британских панк-групп, ловили музыкальные передачи по "Голосу Америки", ВВС с Севой Новгородцевым, читали советские журналы и газеты, которые не преминули откликнуться на появление нового молодежного течения как "нароста на гниющем теле буржуазной культуры”.

Если рок-музыка в СССР была в подполье, то панк был ": подполье подполья" . Он уже являлся контркультурой в силу своей запрещенности и противостоял Системе, неся новые ценности, а не бунт и протест подобно английским панкам.

Советская панк-культура 1980-х, изначально ориентируясь на западное течение, органично переосмысливала его, переплетала с национальными корнями. В итоге возникали абсолютно оригинальные явления, порожденные прежде всего не подражательством, а желанием самовыразиться и как-то противопоставить себя другим, представляли собой не столько музыкальное течение, сколько общественно-интеллектуальное . В СССР панк являлся контркультурой в силу своей запретности, поэтому он противостоял Системе, даже если в панк-песнях не было прямого политического подтекста.

С середины 1990-х российская панк-сцена начинает ориентироваться на соответствующие западные идеалы а именно: " Green Day " и прочие калифорнийские поп-панк-группы. (В лице таких групп, как например, московские "Тараканы!" и питерский "Король и шут").

В российском панк-роке 1990-х почти нет идей (тогда как на Западе панк - это прежде всего идейная музыка), а те, которые были, нивелируются, т.е. подравниваются под общеизвестные догмы. Большинство групп повторяют одни и те же стереотипы - "сдирают" с одного и того же западного образца .

Советские панк-группы: Сектор Газа, Гражданская оборона, Автоматические удовлетворители, Бригадный Подряд, Растущее Сопротивление и др.

Современные российские панк-группы: Тараканы!, Король и Шут, НАИВ, Пурген, Последние Танки в Париже, Азъ, весьма своеобразная группа LUMEN и др.

Идеология

1. Личная свобода и независимость. «Будь собой, убей стереотипы!»

Панки сосредоточены на реализации права каждого человека на свободу и жизнь, на которую не осуществляется давление. Панки ценят самостоятельность, прямые действия, не принимают общественную культуру, не признают авторитетов.

Ш “We"re tearing down the borders, we"re fighting for the right of freedom” - поют Anti-Flag.

Ш “Fight, rebel and riot!” - гласит одноименная песня НАИВа.

2. Агрессия. « Живи быстро, умри молодым».

Самый важный элемент панковского мироощущения -- агрессия. В 70-е годы панки пришли с лозунгом «Я ненавижу» в противовес хипповскому «Я люблю». Ненавидели всё: общество потребления, родителей, любые ценности. Себя величали цветами в помойке (Sex Pistols), белое называли черным, плохое хорошим, чистому предпочитали грязное, пению -- вопли, рассудку -- безумие, жизни -- смерть.

Ш “Если тебе нравится белый цвет, я буду черной. Если ты любишь черный, я буду желтой. Если ты ценишь все разумное, я буду безрассудной. Если ты дорожишь рассудком, я буду сумасшедшей. Если ты любишь мир и цветы, я принесу ножи и цепи,” - поют Slits.

Ш “Нам не нравятся те, кому не нравимся мы!” - заявляет Дима Спирин из Тараканов!

3. Протест. “You can kill the protester, you can"t kill the protest”

Можно сказать, что панки - это один огромный протест. Протест против всего, что ценится и признается обществом. Панки протестуют не только против системы, родителей, общепринятых порядков, правил и законов, но и против таких вещей, как расизм, сексизм, фашизм, войны.

Ш “Что, если он не такой, как ты? Разве это повод для начала войны?” - поют Тараканы!

Ш “Все джехады, вендетты, крестовые походы придумали суки, придумали уроды..” - говорят LUMEN.

Ш Как можешь гордиться ты тем, в чём нет заслуги твоей? Разве ты сам выбрал кожу и цвет и страну, чтобы родиться в ней?...Фамилия с именем, разрез глаз, возраст и пол - что именно сделал ты сам, в чём для гордости повод нашёл? - возмущается Дима из Тараканов!

4. Социальные и политические взгляды. “Долби систему!”

Довольно сложно судить о социальности-асоциальности и политичности-аполитичности панков. Они ни коим образом не хотят касаться политики, не признают власти, насмехаются над политическими лидерами. Вместе с этим, можно сказать, что некоторых панков можно отнести либо к левым, либо к приверженцам прогрессивизма . Часто панки принимают участие в протестах локального, национального и глобального масштабов. Панки призывают не бояться бороться за свои права и отстаивать свою точку зрения.

Многие панки выступают за защиту прав животных, поддерживают вегетарианство (тут мы наблюдаем переплетение с субкультурой стрейт эдж), поддерживают энвайронментализм .

Ш “Я так люблю свою страну, НО НЕНАВИЖУ ГОСУДАРСТВО!” - кричит Тэм из LUMEN.

Ш “Я хочу быть депутатом, в телевизоре кривляться! А идите в ***у все, до меня не докопаться!” - смеется над чиновниками Бригадный Подряд.

Ш “Они не видят смысла в том, что не даёт доход. Ты должен делать только то, что быстро схавает народ…” - говорит всё тот же Дима Спирин.

Ш “Если ты клиент с деньгами - не прошёл мой день за так, все карманы наизнанку, всех обчищу только так…” - поёт Юрий Клинских в песне “Мент” (кстати, Юрий сам служил в милиции, за подобные нахальные песенки его оттуда уволили).

5. DIY. “Делай сам!”

Принцип DIY, по-моему, прост и понятен: делай сам то, что тебе нужно. Тут считаю уместным процитировать целиком одноименную песню группы Тараканы!

«Просто так ничего никогда не случится само по себе,

Под лежачий камень не течёт вода, делай сам всё, что нужно тебе!

Встань! Оторви свою ***у и хотя бы на миг прекрати п***еть!

ДЕЙСТВУЙ! Начинай жить!

Делай сам, даже если это не нужно никому, кроме тебя!»

6. Борьба с обыденностью. “Громче! Громче, ещё громче!”

Панки никогда не скучают, они вообще не любят скуку и обыденность. Веселье, шум, сумасшедшие причёски, одежды и макияж, эпатаж, выходки на глазах у прохожих - одним словом, хаос - вот что они любят. Чем веселее, тем лучше!

Ш “ Смейся! Я хочу слышать громкий смех! Улыбайся - это раздражает всех!” - всё те же Тараканы!

Ш “ Брей быстрей ирокез снова, и будет веселей!.. Жизнь как йогурт, не будь скупой, как тень!” - призывает Руслан из Пурген.


«анархия», «бунт» и «помойка»


Панки пришли на смену хиппи. И если провозглашали лозунг «Любовь и мир», то панки предпочитали совершенно другие лозунги - «Секс и насилие». Само слово punk - означает «нехороший», «дрянной», «подонок».


Появление панков, как и многих молодежных субкультур, напрямую связано с новыми направлениями в музыке. У истоков панков стояли две музыкальные группы - Ramones и Sex Pistols (нарочито примитивное звучание, вульгарное поведение на сцене, «ныряние» в толпу зрителей). Именно данные группы начали первыми играть музыку в стиле панк-рок.



Родиной панк-культуры считается Великобритания. В начале 1970-х именно в Великобритании появляется скандальная группа «Sex Pistols». Ее менеджером был никто иной, как Мальком Макларен. К слову, именно ему принадлежит и авторство названия группы.




В 1971 году Малкольм Макларен и совместно открыли в Лондоне модный бутик. Магазинчик изначально назывался «Let it Rock», а затем более скандально «Sex». Именно Вивьен Вествуд, которая не имела ни малейшего швейного образования, и придумала все основные элементы одежды и стиля панков.


Вивьен Вествуд принадлежит авторство рваных брюк, прически ирокез (она сама начала носить ежик из обесцвеченных волос) и маек с вызывающими надписями и принтами. Надписи к майкам придумывал Малкольм Макларен. Среди надписей на майках, продававшихся в магазинчике Макларена и Вествуд, были такие надписи как: «Я не террорист, не арестовывайте меня», «Будь разумным - требуй невозможного!», «Пустое поколение», «Мы не боимся руин!».




В магазинчике Вивьен Вествуд можно было приобрести много разной одежды и аксессуаров, в том числе наряды и аксессуары в заклепках и шипах, разнообразные кожанки, драные колготки, и, конечно же, те самые английские булавки, которыми скреплялись порванные лоскуты одежды.



Стиль панк, изначально существовавший исключительно как антимода, уже во второй половине 1970-х признается миром моды, как это обычно и бывает, – в 1976 году на страницах итальянского «Vogue» появляются материалы о модных коллекциях в стиле панк.


Панк имеет и связи с американским «бит-поколения» 1940-50-х годов, хотя бы через американскую певицу и поэтессу Патти Смит, которую называют не иначе как «крёстной мамой панк-рока». Изначально же в своем творчестве она опиралась на книги писателей «бит-поколения».



Идеология панков


Панки достаточно разноплановая субкультура, внутри которой существует множество течений. При этом сами взгляды панков также могут варьироваться. Так, по своим политическим убеждениям представители панк-культуры могут быть весьма различны. Общим для них является стремление к личной свободе и полной независимости, нонконформизм, принципы «не продаваться», «полагаться на самого себя». Панки часто придерживаются нигилизма, анархизма, социализма, антиавторитаризма, антикапитализма.


Вот некоторые из направлений панка:


Анархо-панк (возникает в Великобритании, как следует из названия – главное стремление к анархизму, соответственна и атрибутика в одеже, к примеру, использование анархистской символики)


Фолк-панк (зачастую придерживаются левых политических взглядов)


Глэм-панк (основное значение придается созданию модных образов в стиле панк, прическам и макияжу)


Хардкор-панк (одежда «рабочего класса», спортивная одежда (к примеру, Adidas), короткая стрижка (иногда дреды), косухи, мотоциклетные сапоги, патронтажи)


Хоррор-панк (чёрная одежда, трупные пятна, скелеты, идеологическая основа – фильмы ужасов и научная фантастика)


Поп-панк (тема взаимоотношений, политика, сортирный юмор, в одежде - косухи, кеды Chuck Taylor All-Stars, бейсбольные кепки, галстуки)


Сёрф-панк (внимание к окружающей среде, в одежде - короткие шорты и скейтерская обувь).







Одежда и аксессуары в стиле панк

Одежда:
кожаные куртки-косухи с заклепками, иногда раскрашенные,
рваные или разрезанные джинсы, часто с заплатками,
джинсы, предварительно вымоченные в растворе отбеливателя (получаются джинсы с рыжими разводами),
клетчатые штаны,
черные футболки, рваные майки,
черные колготки в крупную сеточку,
обувь - массивные армейские башмаки на толстой подошве со шнуровкой (гады), короткие тяжёлые ботинки (банки) или же кеды.


Украшения и аксессуары в стиле панк
Цепи различного плетения и размеров
набор булавок и значков,
напульсники с шипами,
ремень с бляшкой в виде черепа или с крестами,
анархистские знаки,
серьги в ушах, носах и так далее,
помимо носимых украшений, панки делают татуировки со смыслом, а иногда без особого смысла.


Прически в стиле панк


Разноцветные ирокезы (прическа, позаимствованная из культуры индейцев, такую прическу еще называют могавк) – чем ярче и неестественнее цвет и грязнее волосы, тем лучше; для торчащих ирокезов используется лак, гель или пиво.




Мамочкин – волосы не выбриваются, ставиться ирокез напрямую, обычным лаком.


Классика - полоска волос средней длины около 15 см и шириной 5-7 см, ровно идущая ото лба к затылку, все остальные волосы – сбриты.


Шипастый - равные пучки волос скручиваются в шипы, а не поднимаются сплошным гребнем.


Акс (топор) - это средней ширины ирокез, который заканчивается на темени, а не на затылке.


Анти – на том месте, где должен быть ирокез, его нет, волосы выбриты налысо. Зато справа и слева, от лысины, делаются два ирокеза.


Игуан - выглядит эта прическа, как двойной ирокез, начинающийся с середины головы и с очень широким пробором посередине, данная прическа чем-то напоминает ящерицу.


Поперечный - полоска волос идет от уха к уху.


Комбо - это различные комбинации двух самых популярных видов панк причесок - ирокеза и шипов.


Шашечки - предсталяет собой шашечную стрижку на коротких волосах, где пустые шашки - выбриты под ноль.


Используют панки и своеобразный макияж - глаза подводят черным карандашом, а тушь для ресниц накладывается толстым слоем.