Как оформить тетрадь по логопедии. Тетрадь с домашним заданием логопеда - родителям консультация на тему

Обследование импресивной речи у ребенка – Имя и первая буква фамилии ребенка и возраст (Кирилл Г.6лет)

5 методик

Методика 1. Контекстная речь

Цель: выявление контекстного понимания фразовой речи

10 вопросов(диалог) задавать вопросы над по такому принципы: Тебе 6лет? И вам ребенок отвечает либо кивая головой, либо как-то еще дав понять вам, что речь и ваш вопрос были им поняты.

Записываем себе куда-то % правильных ответов и делаем вывод о данной методике

Заключение: можно предположить, что ребенок понял % ответа, это средний/высокий/низкий уровень

Методика 2. Понимание значений слов

Цель: выявление пассивного словаря у ребенка

Нужно 60 карточек,30-предметы- часть речи существ. И 30- глалолы

1гру.существ.+1гр.глаголов- слова из детской речи, не имеющие симантического и фонетического сходства

Яблоко, кубики,ведро

Работает, прыгает, кормит

2гр. Сущест+глагол – группа средней частотности имеющие фонетическое сходство

Мишка, миска, мышка

Читает, считает

3гр.существ+глагог – слова входящие в одно смысловое поле

Варежки-перчатки

Моет-стирает-умывает

Перед ребенком кладем 1группу сущ.10штук- и говорим покажи где яблоко, где ведро…записываем сколько взял правильных карточек

1группу глаголов 10штук- покажи где кормит, и тоже все подмечаем за ребенком

Заключение: можно предположить, что ребенок владеет % , это уровень ср.высокий,низ.

Методика 3. Понимание предложений

Цель: исследовать на сколько хорошо ребенок понимает предложений

Простые сюжетные картинки с однозначным толкованием 5-6 карточек

Пример дурацкий она привела: пока картинку где книга в пакете, где книга на пакете,где пакет в книге

Выводим % правильных ответов

Заключение: можем предложить…

Методика 4. Понимание инструкций

Цель: исследовать на сколько хорошо ребенок может выполнять инструкции

10инструкций, который взрослый предлагает выполнить ребенку

Картинка на ней мама и дочка(покажи где мамина дочка, где дочкина мама)

Правильность ответов высчитываем в %

Заключение: можно предположить что ребенок набрал средний уровень… понимая все предложенные ему инструкции

Методика 5.Фонетический слух

Цель: исследование фонетического слуха

Все задания будут направлены на 2звука, З и Ш

1вариант восприятие звука в ряду с максимальной контрастностью

Б, к, ш, т, р, ш, г, ш, д

Ба, кА, ша, та, ра, ша, га, ша, да

2 вариант со слабой контрастностью

П, ш, х, ф,ш,к, т, ш

Па, ша, ха, фа,ша, кА, та, ша

3вариант с минимальной контрастностью

С, ш, ж, щ, з, ш,х,ж,ш

СА, ша, жа, ща, за, ша, ха, жа, ша

С опознанием звука в словах

1 с максимальн.контрасностью

Дом,школа,мешок,рыбак, шалаш

2 со слабой контрастностью

Санки, шапка, жук, нож

3 с минимальной контрасностью

Сумка, сушки,машина, снежки,чайник, щетка, чашка, зайчишка

Все задания, чтоб нам не придумывать самим она дала кому-то отсканировать, они должны их выложить сюда.

Задания где-то от86до 88 для импресивной речи.

Тетради с домашним заданием логопеда родителям

Как оформлять тетради для домашних заданий логопеда? У каждого ребёнка должна быть своя тетрадь, где фиксируется содержание логопедической работы. Родителям объясняется, как необходимо оформлять эту тетрадь, даются образцы выполнения домашних заданий (зарисовки предметов, наклеивание переводных картинок, запись стихотворений, рассказов и т. д.).

Задания логопеда родителям включают в себя основные разделы: Артикуляционная гимнастика, включающая упражнения, подготавливающие артикуляционный уклад для постановки отсутствующих звуков. В дальнейшей работе добавляются упражнения на автоматизацию (правильное произношение поставленных звуков в слогах, словах, фразовой и самостоятельной речи ребёнка). Эти упражнения должны выполняться дома ежедневно от 3 до 5 раз в день. Упражнения выполняются перед зеркалом (чтобы ребёнок мог себя контролировать). Необходимо добиваться чёткого, точного, плавного выполнения движений.

Задание на развитие фонематического восприятия и воспитание основ звуко - слогового анализа и синтеза. Серия лексико-грамматических заданий направлена на обогащение пассивного словаря, а главное на стимулирование и использование в активной речи ребёнка полученных знаний, путём упражнений на словообразование, изменение по родам, числам и падежам, на согласование прилагательных и числительных с существительными; словоизменение при помощи приставок, суффиксов, объединение основ; подбор родственных, обобщающих и уточняющих слов. Задания по развитию связной речи: это построение простых и сложных распространённых предложений с предлогами и без (по схеме); это рассказы-описания по плану и схеме; по серии сюжетных картинок и по одной сюжетной картине, с опорой на предметные картинки и по представлению, используя опорные слова; пересказы и самостоятельные творческие рассказы детей; заучивание подобранных для ребёнка стихов. Задания на развитие мелкой моторики и подготовки руки к письму: обведение по контуру, дорисовывание элементов, штриховка в различных направлениях разными способами по образцу; работа с трафаретами и шаблонами; вырезывание и вклеивание картинок; рисунки, аппликации, графические диктанты; печатание букв, слогов, слов и предложений и небольших связных текстов.

Родителям на внутренней стороне первой обложки даются рекомендации по домашней работе с ребенком. Например: «Каждое задание лучше выполнять в 2-3 приёма продолжительностью не более 15 – 20 минут в предложенной последовательности».

Памятка логопеда родителям (правила занятий с ребёнком дома).

Заниматься с ребёнком дома ежедневно. Занятия проводить в спокойной доброжелательной обстановке Время проведения занятий 10-15 минут Хвалите ребёнка за каждое, даже небольшое достижение Артикуляционные упражнения выполнять перед зеркалом, чтобы ребёнок мог себя контролировать. Все задания (кроме графических) выполняются устно, а взрослый вписывает ответ ребёнка. Графические задания ребёнок выполняет самостоятельно под обязательным наблюдением взрослого. Очень важно следить за аккуратностью выполнения заданий. Выполняйте только то, что требуется в задании.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Домашнее задание логопеда для родителей

Задание по совершенствованию лексико-грамматических категорий. Предназначено для домашнего выполнения....

Рекомендации для родителей по выполнению домашних заданий логопеда

Комплекс артикуляционной гимнастики в тетрадь для домашних заданий

Представлен компплекс артикуляционной гимнастики, который удобно разместить в тетради для домашних заданий ребенка....

Картотека домашних заданий логопеда для детей и их родителей "Звуки С-Сь"

Картотека представлена в виде карточек формата А5. Задания постепенно усложняются и соответствуют этапам постановки и автоматизации данных звуков: слоги, слова, словосочетания, чистоговорки, предложен...

Оксана Васильевна Новикова
Памятка (для родителей) «Как заниматься по логопедической тетради»

«КАК ЗАНИМАТЬСЯ ПО ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ТЕТРАДИ »

1. Тетрадь из детского сада забирают родители в пятницу вечером .

2. В выходные, в течение 15-20 минут, родители выполняют задание логопеда вместе с ребёнком .

3. Упражнения выполняются сидя перед большим зеркалом. Ребёнок смотрит на себя в зеркало и следит за своими губами во время проговаривания звуков, слов, предложений. Обязательно контролируйте правильную посадку ребёнка, речевой выдох и правильное произнесение автоматизируемого звука.

4. Очень важно учить ребёнка слышать свою речь, особенно во время занятий. Если ребёнок не прислушивается к себе, взрослый корректно его поправляет.

5. В течение недели родители закрепляют наработанный логопедом и ребёнком материал .

6. Все задания по развитию мелкой моторики выполняются карандашом и только ребёнком : недопустимо раскрашивание, штрихование и т. д. за него. Пусть ребёнок выполнит тот объём работы, который сможет, а через время закончит его выполнение.

7. Учите ребёнка ответственно выполнять задания, доводить начатое дело до конца. Это хорошая подготовка перед школой!

8. В понедельник утром родители приносят тетрадь в детский сад , рассказывают логопеду или воспитателю о трудностях, задают вопросы, высказывают пожелания.

Желаю успехов в обучении ваших детей правильной речи, ведь основную нагрузку должны взять на себя Вы, уважаемые родители !

С уважением учитель-логопед Оксана Васильевна Новикова

Публикации по теме:

Гимнастика для ног. Памятка для родителей. Летом ребятишек-дошкольников домой не загонишь – бегают, играют на улице чуть не дотемна. Если сынишка или дочка вдруг пожалуются: «Ножки.

Памятка для родителей по ПДД ПАМЯТКА для родителей детей младшего дошкольного возраста Ворчанием наскучишь, примером научишь. Китайская пословица Уважаемые родители.

Памятка для родителей будущих первоклассников Памятка для родителей будущих первоклассников Научите ребенка содержать в порядке свои вещи. (Успехи в учебе во многом зависят от того,.

Памятка «Этикет для родителей и детей» Памятка для родителей и детей. 1. Постарайся не начинать свой вопрос с буквы А. Не следует показывать на людей и предметы пальцем, лучше.

Памятка для родителей по антитеррору Терроризм - это одно из самых страшных преступлений. Бандиты совершают его, чтобы добиться своих злых целей. Для этого они нагнетают страх.

Памятка для родителей по ПДД Памятка для родителей. Дошкольник не понимает опасности, которая подстерегает его на улице. Поэтому ребенок не должен самостоятельно ходить.

Памятка для родителей «Засветись» на дороге» Начиная с 1 июля 2015 года в Российской Федерации пешеходы обязаны иметь светоотражатели в следующем случае: * вне населенного пункта;.

Очень занимательным для дошкольника делом является выращивание растений. Выращивать следует то, что растет быстро, «прямо на глазах» у.

, Логопедия

Идея её создания появилась в 2003 году.

Работая с детьми, у которых имеются речевые нарушения, а также взаимодействуя с их родителями, я заметила, что они не всегда активно включаются в образовательный процесс и не имеют возможности правильно подобрать игры и упражнения для закрепления навыков, формирующихся у детей на логопедических занятиях.

Мною была поставлена цель : разработать сборник дидактического материала с учетом требований “Программы коррекционного обучения и воспитания детей с ОНР” старшего дошкольного возраста и в соответствие с календарно-тематическим планированием коррекционной работы в нашем дошкольном учреждении .

В течение 2-х лет шел подбор дидактического материала. Логопедическая тетрадь создана в 2005 году, печатается на 69 страницах. Тетрадь имеет титульный лист, где печатается или вклеивается фотография того ребёнка, кому непосредственно она предназначена, а также подписывается фамилия и имя ребёнка печатными разборчивыми буквами. <Приложение1>

Тетрадь включает следующие разделы:

Памятка для родителей (даёт представления по работе с тетрадью, положительный настрой на работу, напоминает о необходимости постоянного контакта со специалистами). <Приложение2>

Рекомендации по развитию артикуляционной моторики включают в себя основные требования к выполнению упражнений такого рода (перед зеркалом, образец, ритмичность, отчетливость, и т.д). <Приложение3>

Игры и упражнения на преодоление ОНР у детей 5-7лет.

Тетрадь содержит 30 лексических тем, предусмотренных программой и в соответствии с календарно-тематическим планированием коррекционной работы. <Приложение4>

Материал по каждой теме рассчитан для изучения в течение одной недели. <Приложение5>

Во время изучения определенной темы ребенок получает от 5 до 10 заданий, направленных на:

Обогащение и активизацию словарного запаса,

Развитие связной речи,

Формирование грамматических категорий,

Развитие графомоторных навыков.

Приложения.

Здесь я сочла необходимым представить:

Описания наиболее часто выполняемых упражнений по развитию артикуляционной моторики (в каждом конкретном упражнении присутствует цель, само описание и рекомендации по выполнению данного упражнения).

Примерные схемы для составления рассказов-описаний предметов, доступные для восприятия ребенка. К каждой схеме прилагается план для составления последовательного рассказа. <Приложение6>

Словарь лексических тем, который рассчитан на детей старшего возраста, а также служит опорой родителям при работе с ребенком. Здесь предлагаются существительные, прилагательные, глаголы, которые ребенок старшего возраста должен знать и уметь их образовывать.

Логопедическая тетрадь создана с учетом следующих дидактических принципов:

Совместимости с “Программой обучения и воспитания детей с ОНР” старшего дошкольного возраста,

Перехода от простого к сложному,

Системности и концентричности при изучении материала,

Учета возрастных особенностей детей,

Учета ведущего вида деятельности дошкольника – игры.

Данная методическая разработка используется мной при взаимодействии с педагогами, детьми и их родителями на речевых группах и логопункте, а также постоянно совершенствуется в зависимости от потребностей участников образовательного процесса. Это позволяет создать оптимальный контакт специалистов и родителей ребенка с ОНР, способствует закреплению ребёнком полученных на логопедических занятиях речевых умений и навыков в свободном речевом общении, а также добросовестному отношению родителей детей-логопатов к выполнению заданий логопеда.

Хочется отметить, что данная тетрадь востребована не только мной, но и моими коллегами, которые активно её используют в своей практике и считают такую разработку очень ценным пособием в работе по преодолению ОНР у детей дошкольного возраста. Очень радуют положительные отзывы родителей моих воспитанников, которые отмечают: “… выполняя задания по данной тетради, мой ребёнок учится обобщать, анализировать, сопоставлять, общаться.”; “Вся система упражнений положительно влияет на эмоциональное развитие моего ребёнка через слово, рисунок, увлечённость, многообразие, заинтересованность, яркое впечатление, труд,…”; “У моего ребёнка обогащается словарный запас, формируется положительное мировоззрение, правильная речь.”

Также я планирую создание подобных игр и упражнений в электронном виде. Думаю, что это позволит расширить круг общения с педагогами и родителями дошкольников, которым необходимы практические советы по преодолению нарушений в развитии речи детей.

Кузнецова М.В., учитель-логопед высшей квалификации, МАДОУ ЦРР детский сад №2 “Ромашка” г.Данков, Липецкой области.

Тетрадь назвала “кенгуру”. Она поделена на разделы: общая артикуляционная гимнастика; для свистящих; для шипящих; для звуков [р], [рь]; для звуков[л],[ль];

Комплексы упражнений составлены в виде книжечек. Они собираются и аккуратно вклеиваются в тетрадь по порядку, после “домиков-карманчиков”.

Для обозначения звуков использую немного адаптированные картинки-символы по методике Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной.

Звуковые символы гласных звуков наклеиваю на карточки красного цвета и помещаю в красный конвертик - дети быстрее запоминают эти звуки, называют их поющими. В другой конвертик “губки” - помещаю карточки со схематическим изображением форм губ (а - кружок, о - большой цветочек, у -маленький цветочек, и - лодочка, ы - юбочка.)

Располагая на столе звуковые символы и “губки”, дети пропевают эти звуки, т.е. выполняют упражнение “песенки”.

Далее, выучив с детьми упражнения общей артикуляционной гимнастики, перехожу к комплексу свистящих. В “домике-карманчике” свистящих размещаю звуковые символы свистящих звуков ([с] - воздух выходит из насоса и свистит, [сь] - водичка течет из крана, [з]звенит комар, [зь] звенит маленький комарик, [ц] девочка пригрозила куклам, чтобы тихо сидели). Поставив ребенку, например, звук [с], начинаю автоматизировать его в слогах.

Наглядно показываю это ребенку в упражнении “Дружба”.

Звуковой символ - Насосик идет в гости к Анечке. Говорю детям, что они подружились и сочинили свою песенку –са, если Насосик постучался в левую дверь, и –ас - в правую дверь. Дальше насос идет в гости к Олечке (со,-ос), к паровозику(су,-ус), к пароходику(сы,-ыс). Позже в домик-карманчик для родителей размещаю карточки с речевым материалом по автоматизации поставленного звука в словах, предложениях, связном тексте и т.д. А также произвожу текущие записи о тематике проведении индивидуальных занятий с детьми, заданий воспитателям и родителям по зукопроизношению.

Аналогично провожу работу и по другим группам звуков.

Такое разнообразное и упорядоченное ведение материала в тетради вызывает у детей интерес, дисциплинирует их. Выучив упражнение, дети разукрашивают картинку, обозначающую это упражнение, что вырабатывает у них чувство самоконтроля. Звуковые символы способствуют быстрому запоминанию звуков, умению их различать. Такая тетрадь становится настольной книгой ребенка. В течение недели он занимается по ней в детском саду с логопедом и воспитателями, а на выходные берет домой - выполняет задания с родителями.